Хорошо знакомые симферопольцам «Фанфары» — монументальная композиция на фасаде Дворца культуры профсоюзов, «Хоровод деревьев» перед базой-гостиницей МДЦ «Артек», въездной знак в санаторий «Лучистый» в Евпатории, рельефы для фасада Музея христианства в монастыре Киккос на Кипре — все эти давно привычные монументальные композиции создавались в разное время, но одной рукой. Рукой мастера — народного художника Украины, лауреата Премии АРК, члена Союза художников России Павла ГРЕЙСЕРА, который сегодня отмечает юбилей — 80-летие.
Разнообразие его творческих интересов впечатляет. Здесь есть практически всё — графика и живопись; абстрактные композиции, выполненные в уникальной авторской технике; флорентийская мозаика и фрески, стелы и памятные знаки, сюжетные картины и бронзовые рельефы.
Начало профессиональной и творческой деятельности выдающегося художника можно отнести к 70-м годам ХХ века, когда после окончания Крымского художественного училища, успешной учёбы в знаменитой московской «Строгановке» и службы в армии молодой человек, вернувшись в Симферополь, начал работать в Крымском художественно-производственном комбинате.
Одной из первых удачных работ мастер считает монументально-декоративную композицию «Телеорбита», украсившую здание производственного объединения «Фотон». Не менее значимой архитектурно-пластической доминантой Симферополя остаются «Фанфары», органично вошедшие в общее концептуальное решение фасадной части Дворца культуры профсоюзов на одной из главных магистралей крымской столицы.
Буквально накануне юбилея нам удалось пообщаться.
— Я работал в разных направлениях, — вспоминает Павел Павлович, — «чистым станковистом» себя не считал. Хотелось творческого разнообразия. Большое тяготение чувствовал к монументалистике. Хотя монументальное направление — одно из самых сложных в изобразительном искусстве. Оно требует от художника всей жизни и (смеётся) огромных физических сил!
Параллельно с монументальными проектами и станковой живописью Павел Грейсер разрабатывает совершенно новую технику, которую называет «инновацией». Теперь этим словом никого не удивишь, но полвека назад — очень даже! Появляется серия работ: «Разлёт материи», «Беспокойство», «Лобовая атака», где в руках художника находят неожиданное применение металлические пластины, смолы, цветные лаки, появляются новая техника литья и новые фактуры поверхности. Произведения, которые создавались в те времена, когда и думать нельзя было их выставить, до сих пор остры и актуальны. Быть может, они ещё не укладываются в рамки универсальных искусствоведческих теорий, однако в полной мере отражают образ мыслей, гуманистическую систему ценностей, мировоззрение автора. Художник в творчестве отчасти даже предваряет то, что должна сделать сама жизнь («Август 91-го»). Сдержанная экспрессия «Света надежды», символичный подтекст «Ники конца ХХ века», восторг «Лунного экстаза» — все они наполнены кипучей энергией, динамикой, метафоричны и одновременно глубоко объективны. Художник зримо, фактурно работает с новыми темами, обновляет классические сюжеты, показывает их в неожиданном ракурсе, создаёт чувственно-конкретный образ, не оставляющий зрителя равнодушным. Предметно-событийная канва произведений этого цикла подчинена новым эстетическим задачам мастера. Он отходит, абстрагируется от традиционных способов выражения художественной идеи, не теряя эмоционального воздействия, но усиливая глубоко затаённые эмоции.
— Период всеобщего карантина, «удалёнки» и закрытости стал для меня временем осмысления, — признаётся художник, — я сделал несколько новых работ, додумал и переработал программную картину последнего периода «Масочный режим», которую показал в прошлом году на ежегодной выставке в рамках проекта «Крымский мост» в Республиканской библиотеке им. И. Франко. Интегрировал в живописное пространство поэтические строки Николая Гумилёва. Ведь масочный режим — к сожалению, не изобретение нашего времени, бывали и чумные карантины, и холерные бунты, и другие испытания. Трагедия сменялась комедией, драма — фарсом. Может быть, поэтому всё чаще обращаюсь мыслями к теме библейских сюжетов, которую мы с сыном Егором воплотили ещё в 90-х годах прошлого века для монастыря Киккской иконы Божией Матери на Кипре. Тематически цикл охватывает православные двунадесятые праздники и предваряет наступление светлого праздника Пасхи. И, безусловно, мечтаю о новой выставке.
И я мечтаю о новой персональной выставке нашего замечательного современника, художника, графика, скульптора Павла Грейсера. Мастер прошёл огромный творческий путь, впитал влияние великих предшественников, выработал собственную узнаваемую творческую манеру, свой стиль и эстетическую позицию, основанные на высоких гуманистических идеалах Возрождения. И неслучайно сам он избрал творческим девизом слова великого Леонардо: «Живописец должен быть всеобъемлющим. О, художник, да будет твоё разнообразие столь же бесконечно, как явление природы. Продолжая то, что начал Бог, стремись умножить не дела рук человеческих, но вечные создания Творца. Никогда никому не подражай. Пусть будет каждое твоё произведение как бы новым явлением природы».
Екатерина БОРОДИНА
Фото автора и из открытых источников
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев