О том, как убили Тушинского Вора
Конец "Тушинского вора" - обстоятельства гибели Лжедмитрия II (11 (21) декабря 1610 г.)
Низложив 11 (27) июля 1610 г. царя Василия Шуйского, московские бояре направили своих представителей в подмосковный лагерь Лжедмитрия II (известного как «Тушинский вор»), чтобы «воровские» бояре тут же свергли своего «царька». Их ждало жестокое разочарование. «Воровская» дума потребовала открыть столичные ворота перед «истинным государем».
Иллюзии рассеялись. Наступила минута общего замешательства. Без царя на троне бороться с «добрым Дмитрием» было куда труднее. 2 (12) августа Лжедмитрий II обосновался станом в селе Коломенском и приступил к штурму столицы, а 3 (13) августа под Москвой появился коронный гетман Жолкевский.
Временное правительство Семибоярщина, возглавляемая Фёдором Мстиславским, 17 (27) августа 1610 заключила соглашение с гетманом Жолкевским и выбрало на Земском соборе царем 16-летнего польского королевича Владислава Жигимонтовича, наследника польского престола. Но Семибоярщина не учла того, что кандидат не обладал необходимой популярностью ни в русской столице, ни в провинции.
Договор с поляками поставил людей перед трудным выбором: признать польского королевича царем, либо предпочесть «истинного царя Дмитрия». В ряде регионов России царила анархия. Какие-то города целовали крест Владиславу Жигимонтовичу, какие-то — Лжедмитрию II, а другие местности жили сами по себе.
Реальная угроза со стороны самозванца побудила Семибоярщину к более тесному союзу с Жолкевским. Под натиском коронного гетмана Лжедмитрий II был вынужден отойти в Калугу. Лжедмитрий II стал готовиться к отступлению в Воронеж, поближе к казачьим окраинам. По замыслу калужского «царька» Воронеж должен был стать новой царской столицей.
Лжедмитрия II покидали ближайшие сподвижники ему пришлось думать о спасении собственной жизни. Вскоре его образ правления приобрел черты сходства с режимом его мнимого отца - Ивана Грозного. Людей хватали по малейшему подозрению, предавали жестоким пыткам и убивали.
Ежедневно по приказу «царька» казаки чинили жестокую расправу над пленными поляками. Репрессии распространились на территории, подвластные самозванцу. В роли Малюты подвизался атаман Заруцкий. По свидетельству Жолкевского, «он усердно исполнял, если надо было кого-нибудь обезглавить, убить, утопить».
В былое время Лжедмитрий охотно жаловал земли немецким наемникам. Теперь он утратил к ним доверие. Будучи в Калуге, «царек» велел отобрать у немцев их поместья, а их самих утопить. «Царица» Марина пыталась спасти немцев, благодаря ее заступничеству пятьдесят два немца, приговоренные к смерти, были помилованы.
Боярское окружение, уцелевшее подле «царька», становилось все более ненадежным. Самозванца покинули его «бояре» князья Михаил Туренин, Федор Долгорукий, Андрей Сицкий, а также Андрей Нагой и несколько «воровских» окольничих. Некоторые из придворных были казнены по подозрению в измене. Среди других лишился головы романовская родня — боярин Иван Годунов.
Калужскую думу возглавляли Дмитрий Трубецкой и Григорий Шаховской. Гетманом «царька» числился пан Валевский. Но подлинным вершителем дел в Калуге был атаман Заруцкий. Он не предавался унынию, а развернул энергичную войну с бывшими союзниками - поляками.
Король и Семибоярщина отводили Сапеге роль ударной силы в борьбе с казацким лагерем. Ян Сапега расположил свои войска на зимние квартиры поблизости от Калуги. Заруцкий упредил врага. В конце ноября его войска напали на сапежинцев, а в начале декабря 1610 г. нанесли им поражение.
Вступив в борьбу с королевскими отрядами, Заруцкий вел ее решительно и беспощадно. Он ежедневно рассылал разъезды по всем направлениям от Калуги. Интервенты давно чувствовали себя хозяевами Подмосковья. Им пришлось поплатиться за свою самоуверенность и беспечность. Казаки захватывали королевских дворян и солдат на их зимних квартирах, везли их в Калугу и там убивали. Та же участь постигла купцов, приехавших из Литвы и схваченных на большой дороге.
Калужский лагерь все больше втягивался в войну с интервентами. Между тем у самозванца было немало тайных врагов, но никто из них не решился возглавить переворот. «Вор» не щадил сподвижников и уничтожал по малейшему подозрению. Бродяга всегда был крайне осторожен. Теперь же, страшась измены, он удвоил предосторожности.
Ещё осенью 1610 года за сношения с поляками схватили, служившего Лжедмитрию II, касимовского хана Ураз-Мухаммеда. После недолгого розыска хана казнили, а его семью взяли под стражу. Пятьдесят татар из охраны «царька» были арестованы.
Их предводитель крещеный татарский мурза Петр Урусов, выходец из Ногайской орды, пытался предотвратить казнь касимовского хана и просил за него Лжедмитрия II, но «тот велел его бить кнутом и посадить в тюрьму». Урусову «обидна была тюрьма, и еще обиднее побои». В начале декабря Урусова освободили из-под стражи по ходатайству Марины Мнишек. Князь Петр не простил «вору» обиды. Возник заговор.
Погожим зимним утром 11 (21) декабря 1610 г. Лжедмитрий, по обыкновению, поехал на санях на прогулку за город. С ним были тушинский боярин Иван Плещеев, дети боярские, шут Петр Кошелев, татары из его личной охраны, а также слуги. Следом двигался обоз с припасами и вином.
"Калужский вор" забавлялся охотой на зайцев, которых выпускали подле его саней. Как всегда, он много пил. Когда вся компания отъехала на приличное расстояние от Калуги, заговорщики осуществили свой план. Часть охраны оттеснила дворян, которые могли прийти на помощь «царьку».
Петр Урусов с прочими телохранителями остановил царские сани, сбросил возницу и разрядил в «вора» свое ружье, а затем для пущей верности отсек убитому голову и руку - "прискакав к саням на коне, рассёк царя саблей, а младший брат (Урусова) его отсёк царю руку". Мстя Лжедмитрию II, татары изрубили труп саблями. Некоторые из детей боярских были убиты, прочие бежали в Калугу.
Поднялась тревога. По всему городу зазвонили колокола. Посадские люди всем миром бросились в поле и за речкой Яченкой, на пригорке, у дорожного креста обнаружили нагое тело, «голова отсечена прочь». Труп перевезли в Кремль. Казаки принялись избивать «лучших» татарских мурз, мстя за смерть «государя».
В Калуге Лжедмитрий занимал с женой лучший дом, именовавшийся царским дворцом. Марина Мнишек была на сносях. Когда роковая весть достигла дворца, простоволосая и беременная «царица» выскочила на улицу и в неистовстве стала рвать на себе волосы. Площадь огласили ее вопли и рыдания. Обнажив грудь, Мнишек требовала, чтобы ее убили вместе с любимым супругом.
Нет комментариев