На литургии в праздник Обрезания Господня читается новозаветная премудрость о Господе из Послания святого апостола Павла к Колоссянам: «… В Нем обитает вся полнота Божества телесно. <…> В Нем и Вы обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Так, Православная Церковь и все христиане празднуют праздник Обрезания в ознаменование нерушимости Завета Господнего с людьми.
Кроме того, в этот день Богомладенец был наречен Иисусом – именем, о котором сообщил Деве Марии Архангел Гавриил, явившийся к Ней с Благовещением. «… И наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1; 21). Это имя Иисус – Спаситель даровано нам как великая радость личного обращения к Господу по имени. Мы творим Иисусову молитву, взываем к Нему, благодарим Его, называя Бога по имени.
Господний праздник Обрезания вот уже много веков традиционно соединен с памятью величайшего учителя Вселенской Церкви, святителя Василия Великого, отчего в народе день 14 января также называют Васильев день. В этот день в храмах совершается созданное святителем литургическое богослужение, то, на котором мы присутствуем в дни Великого поста.
Святитель Василий Великий прожил всего 49 лет, но за это время Бог дал ему благодать написания непревзойденных богодуховенных книг: толкований Священного Писания и чина литургии; он – автор сборника «Добротолюбие», ему принадлежит ряд молитв, канонических правил и уставов для иноческого жития. В его трудах раскрыт догмат о Святом Духе, и за величайшие заслуги перед Вселенской Церковью его многие века именуют «славой и красотой Церкви», «светилом и оком Вселенной». Святитель Феофан Затворник в проповеди на праздник Обрезания Господня говорит о святом Василии Великом как о том, кто своим житием являет несравненный пример того, что Феофан Затворник сам называет «обрезанием сердца», а апостол Павел – «обрезанием Христовым».
В этот день Нового года соединились два важных праздника – Господень, как еще один шаг в очеловечивании Бога в самом начале жизни Его, и как образец в лике Его святителя – обожение человека в святости его. И, как сказано в той же проповеди святителя Феофана: «Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни».
Нет комментариев