В 1987 году, после январского пленума ЦК КПСС, перестройка выходит на новый виток развития. Перемены затрагивают почти все сферы политики, экономики, общественной жизни. Происходит разворот и во внешней политике, особенно в отношениях между СССР и США. Между двумя недавно враждовавшими сверхдержавами перекидываются телемосты — советские граждане, журналисты, ученые в прямом эфире общаются с американцами; летом из Ленинграда в Москву стартует совместный американо-советский «поход за мир».
Буквально в течение двух лет СССР становится одной из самых интересных стран мира, а генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев — самым популярным мировым политиком. Именно с ним многие связывают надежду на прекращение Холодной войны, длящейся более 40 лет. Вероятно, этой надеждой загорелся и 18-летний юноша из ФРГ Матиас Руст, родившийся в 1968 году в Веделе, западном пригороде Гамбурга.
Когда Матиасу исполнилось пять лет, отец взял его на аэродром. Там Руст впервые увидел, как взлетает и приземляется множество маленьких самолетов. Зрелище потрясло мальчика, и с тех пор он постоянно мечтал когда-нибудь стать летчиком.
На 18-летие отец подарил юноше полет на самолете с пилотом. Как потом вспоминал Руст, это ему настолько понравилось, что через три месяца он стал брать уроки у того же летчика. Пройдя курс из 80 часов теории и 40 часов практики, осенью 1986 года Матиас получил лицензию на управление самолетом.
Летное дело, впрочем, не было единственной его страстью. Матиас внимательно следил за событиями мировой политики — в частности, советской перестройкой.
11 октября 1986 года Михаил Горбачев прибыл в Рейкьявик, столицу Исландии, на свою вторую встречу с президентом США Рональдом Рейганом с намерением подписать соглашение между СССР и США по кардинальному сокращению ядерных вооружений. Однако договоренность не состоялась. Руст воспринял итоги саммита в Исландии очень болезненно, посчитав, что срыв переговоров — на совести Рейгана: американский-де президент продолжает недоверчиво относиться к внешней политике СССР, в то время как Горбачев демонстрирует абсолютную честность и готовность сократить ядерный потенциал во имя мирного будущего. Тогда же Русту пришла в голову мысль: если лидеры двух сверхдержав не могут договориться, он сам попытается наладить отношения между Востоком и Западом.
В начале мая 1987 года Руст приступил к осуществлению своего замысла. Он собирался отправиться сначала в Рейкьявик, оттуда перелететь в Москву и лично вручить Горбачеву собственный 20-страничный план мирного разрешения конфликта между социалистическим и капиталистическим лагерями. Путешествие на небольшом спортивном самолете «Сессна-172» должно было занять много времени, поэтому Руст запасся большой канистрой с топливом, взял с собой спальный мешок. О своем плане он никому не сообщал — у родственников и знакомых его «акция» вызвала шок.
13 мая 1987 года Матиас Руст вылетел с аэродрома городка Итерзен, в 35 км от Гамбурга и через пять часов приземлился на Шетландских островах близ Шотландии. 15 мая, сделав промежуточную остановку на острове Воар, он прилетел в Рейкьявик. Еще неделю спустя, 22 мая, — вылетел в норвежский Берген, а 25 мая приземлился в Хельсинки, где пробыл до утра 28 мая. Всего за две недели Руст пролетел 2600 миль (4184 км), проведя в небе 60 часов, — неплохо для 18-летнего летчика-любителя!
Утром 28 мая Руст прибыл в хельсинкский аэропорт Малми, заправил «Сессну», заполнил заявку на полет до Стокгольма и в 12:21 вылетел в направлении столицы Швеции. Однако через 20 минут он выключил транспондер и резко, на 90 градусов, повернул с юго-запада на юго-восток, по направлению к советской границе. Вероятно, из желания отвлечь внимание финских ВВС, а может, чтобы избежать перехвата, Руст сбросил в Финский залив канистру с бензином, как бы имитируя авиакатастрофу (это было не самое обдуманное решение — позже Финляндия предъявит летчику счет за проведение поисково-спасательной операции).
Ночью перед вылетом из Хельсинки, как рассказывал потом Руст, он очень волновался и почти не спал. Однако успокоился, как только повернул к Москве, — почувствовал, что находится в каком-то трансе. А подлетая к побережью Эстонии, сказал себе: «Вот я и в СССР».
Комментарии 6
Для одного полета слишком много случайностей.
Все это ПВО похоже на военный автомобиль, у которого Путин оторвал ручку, когда захотел посмотреть как выглядит он изнутри!
Это как сегодня хваленые С-300 и С-400, надо втюхать их вот и вешают лапшу!