Как ребенок усваивает слоговую структуру слов:
✏ При нормальном речевом развитии малыши:
🔹1 г. 3 мес - 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
🔹 1 г. 8 мес - 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
🔹1 г. 10 мес - 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
🔹 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
🔹 2 г. 3 мес - 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах (мотоциклист, велосипедист и т.п.).
✏ ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ РЕЧИ:
В случаях речевой патологии данные нарушения слоговой структуры к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова (например, парикмахерская). Дети с 6 лет и старше часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
❗КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ : перечень логопедических речевых игр.
✏ Первый этап. Подготовительный. Ритм. Слуховое внимание. Ориентировка в пространстве и времени.
✔ Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, умения узнавать предмет по его характерному звуку (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
✔ Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
🔹 Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
🔹 Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
🔹 Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; (! Это сильная доля, т.е. сильных хлопок, а – это слабая доля, т.е. слабый хлопок в ладоши)
🔹 Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
🔹 Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку;
🔹 Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.
✔ Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба прыжки.
✔ Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь (две руки синхронно, или одна рука с опозданием на один счет).
✔ Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.
✏Второй этап. Игры и упражнения с гласными, слогами и словами.
Варианты игр и заданий с гласными:
🔹 Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
🔹 Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши;
🔹 Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
🔹 Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
🔹 Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
🔹 Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Задания со слогами:
🔹 Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
🔹 Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
🔹 Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
🔹 Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
🔹 Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
🔹 Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
🔹 Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
🔹 Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
🔹 Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
🔹 Чтение или повторение серии слогов (игра «Эхо»):
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-со, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
🔹 Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги (или сказать);
🔹 «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
🔹 Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
🔹 «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный слог;
🔹 Запись слогов различных типов под диктовку;
🔹 Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных;
✔Игры и задания со словами.
🔹. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
🔹 Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
🔹 Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
🔹 Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (каждый слог в слове обозначается черточкой, рисуются схемы слов)
🔹 Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
🔹 Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
🔹 «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
🔹 «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома) и т.д.
🔹 Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
🔹 Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
🔹 Исправить ошибку в словах: мотолок, моколот. Варианты:
• слова написаны неправильно;
• слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
🔹 Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил (по количеству слогов).
🔹 Что изменилось в слове? Лис лиса лисица.
🔹 Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
🔹 Взрослый показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
🔹 Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.
🔹 Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
🔹 Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
🔹 Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
Автор заданий – З.Е. Агранович. Из книги «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев