Может, хватит?
Что бы вы ни делали, быть идеальным родителем в глазах общественности невозможно. То вы уделяете ребенку слишком мало внимания, то наоборот слишком сильно над ним трясетесь — угодить всем невозможно. Если раньше родителям советовали принимать больше участия в жизни детей, то теперь их начали от этого активно отговаривать. Родителей, чрезмерно контролирующих жизнь своих детей, обвиняют в том, что те вырастают избалованными и неспособными самостоятельно справляться со своими проблемами и обязанностями. Об этом уже написана не одна книга, предписывающая родителям давать детям больше свободы.
Исследование, опубликованное в журнале Developmental Psychology в 2018 году, показало, что «дети родителей-вертолетов» (тех, кто стремится повсеместно контролировать жизнь своего ребенка) хуже справляются с процессами взросления, особенно в условиях школьного образования». Некоторые исследователи даже связывают кризис психологического здоровья студентов колледжей и университетов с «поколением родителей, погрязших в страхе».
Как все начиналось
Родителей всегда винили в том, что они неправильно воспитывают своих детей. Например, в 19 веке их нередко обвиняли в недостатке морально-нравственных качеств, необходимых для воспитания ребенка, и осуждали за то, что они подают своим детям плохой пример.
Начиная с конца XIX века эксперты пришли к выводу, что родители должны сделать все возможное, чтобы защитить своих детей от переживаний. Они утверждали, что полное исключение страха из жизни детей необходимо для их психологического здоровья.
Один из первопроходцев психологии, Грэнвилл Стэнли Холл, обвинял в некомпетентности и безответственности родителей, которые оказались не в силах оградить своих детей от разрушительных последствий переживания страха. Его научные доводы были довольно популярны и в начале 20 века.
Родительские страхи
В эпоху между Первой и Второй мировой войной многие обвиняли родителей в том, что их поведение и воспитательные практики наносят удар по психическому здоровью детей. Чаще всего это объясняли тем, что дети рискуют «подхватить» страх, отражая тревоги своих родителей.
«Состояние страха заразно», — писал психолог Джон Андерсон в 1933 году. Также он объяснял, что «первый шаг к контролю и избавлению от страха — это поддержание родителями бесстрашного образа перед ребенком».
Новые советы для родителей подчеркивали важность защиты детей от всех ситуаций, которые могут их напугать. «Даже младенцы теперь начали „страдать нервами“» — говорили люди, обвиняя во всем родителей, которые «приносили свои проблемы в детскую». Эксперты говорили, что «нервозность можно излечить, но не насмешками, злостью или строгостью», и также добавляли, что родители должны следить за тем, чтобы не прививать страх своим детям.
Все страшные истории о родителях, которым не удалось защитить своих детей от столкновения с пугающим опытом, сводились к тому, что дети в итоге получали пожизненные психологические травмы по вине недостаточно предусмотрительных родителей.
Интенсивное родительство
Начиная с 70-х годов стремление защитить ребенка от страха мутировало в сильное чувство тревоги, затрагивающее все сферы жизни. К 80-м годам эта тревога развилась еще сильнее. Одним из результатов родительской тревоги стало возвращение детей с улицы домой. Родителям надлежало внедрить в жизнь ребенка устойчивый режим и досконально его контролировать. Новая культура страха диктовала новое правило — ни одну из сфер жизни ребенка нельзя было пускать на самотек. Чем больше общество требовало от родителей проявлять бдительность по отношению к собственным детям, тем больше времени родители тратили на контроль за своими детьми и взаимодействие с ними. Социологи отмечают, что последствием такого интенсивного родительства стал страх быть обвиненными в безответственности.
В итоге теперь методы интенсивного родительства критикуют так же рьяно, как когда-то критиковали холодность и невовлеченность в жизнь ребенка.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев