«Она ни на одном кружке дольше, чем на пару месяцев не задерживается! Никакой концентрации у ребенка», — жалуется мне мама шестилетней девочки. Моему сыну всего пять, но я с трудом могу представить, что через какие-то семь месяцев он внезапно сможет проявлять искреннюю преданность чему-либо кроме макарон.
Так называемые развивашки — они же внешкольные или дополнительные занятия — превратились в настоящий кошмар для детей и их родителей. Точнее, кажется, сами родители их в него превратили. Но давайте по порядку.
Я еще со времен своего детства помню, что всего лишь ходить в школу и больше никуда негласно считалось уделом недалеких детей и совершенно никчемных родителей. А потому каждый уважающий себя родитель стремился записать ребенка на танцы, на баскетбол, на хор, в «художку», в театральный кружок или в бассейн.
В моем детстве большинство этих кружков были государственными, стоили не очень дорого и находились в шаговой доступности — а потому никто никого никуда не водил — дети сами возвращались из школы, обедали, а потом шли заниматься дополнительно.
С тех пор прошло немало времени, а общественная убежденность в том, что без дополнительных занятий ребенка не вырастишь, осталась.
Причем с годами она вышла на околорелигиозный уровень — родители в чатах меряются количеством кружков, которые посещает их ребенок, часами сидят за рулем, развозя детей по занятиям, тратят нервы, уговаривая детей не бросать то, что им не нравится.
Давайте сразу: я не демонизирую дополнительные занятия. Школа и правда дает детям лишь базовый уровень знаний, а занятия физкультурой, музыкой и рисованием в большинстве своем носят весьма формальный характер.
Внешкольные занятия помогают ребенку самореализоваться в интересных ему областях, найти друзей со схожими увлечениями, определиться с будущей профессией, получить новые знания и навыки. Кружки и секции и правда могут стать отдушиной и источником вдохновения для ребенка.
При одном условии: если ребенку нравится заниматься тем, чем он занимается.
Однако это условие нередко списывается родителями как блажь, каприз, упрямство, непостоянство и лень. И тогда внешкольные занятия превращаются в огромный бессмысленный институт реализации родительских амбиций за счет нервной системы детей.
Что самое парадоксальное — от дополнительных занятий, которые даются такой ценой, страдают все. И дети, которые вынуждены ходить туда, где им приходится терпеть нелюбимые занятия, и родители, которые инвестируют в танцы и шахматы так, как будто от этого зависит их жизнь, и даже сами преподаватели и тренеры, которые получают себе демотивированного ученика и нервных родителей в комплекте.
В нашу онлайн-приемную однажды пришел вопрос: как «победить» ребенка, который не хочет заниматься дополнительно? Мы никогда не осуждаем людей, присылающих нам анонимные вопросы, а потому я сейчас не стану критиковать женщину, которая это написала. Я просто приведу этот вопрос в качестве примера того, до чего родителей и их детей доводит слепое стремление заставить ребенка хоть чем-то заниматься.
И ведь это стремление берется не на пустом месте! Тут и знания о пользе дополнительных занятий, и старое доброе общественное давление: у соседки дети ходят, у подруги дети ходят, все одноклассники ходят — и никто не жалуется и не скандалит.
А мой ребенок не хочет и скандалит — это значит, с ним что-то не так? Или со мной?
От этих мыслей становится плохо — даже сейчас, когда я пишу это, я ощущаю сильную тревогу — нет ничего хуже, чем сравнивать себя с другими родителями и понимать, что ты в чем-то отчаянно проигрываешь. Как результат — родители начинают давить на своих детей сильнее, манипулировать, настаивать, записывать их в новые и новые кружки, лишь бы избавиться от неприятного ощущения, что с ними самими что-то не так, раз их ребенок все еще не увлекся брейк-дансом и программированием.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев