Как вы отбираете мастеров и проекты для участия в экспозиции?
Большинство кукол — результат конкурса, который в этом году проводился в шестой раз. Изначально конкурс был рассчитан на новичков, но сейчас вышел за эти рамки и стал профессиональным. Название — «Элементы искусств» я взяла и для выставки, чтобы показать разные грани искусства художественной куклы. Для конкурса я выбираю глубокие темы и хочу, чтобы художники внесли свой вклад в культуру нашего общества и страны, поэтому и темы мы раскрываем масштабные: «Мой космос», «Русские сказки», два сезона «Пушкин на все времена!». В этом году — персонажи произведений классической русской литературы XIX-ХХ веков. Конечно, хочется, чтобы конкурсные работы увидели своего зрителя.
Какие тенденции в современной авторской кукле вы видите? Что сейчас вдохновляет мастеров?
Мы сейчас пытаемся разобраться: кто мы есть, что мы есть, зачем мы есть. Это извечные вопросы, которые ставит перед собой русский человек. Я, как руководитель и куратор, хочу, чтобы художники объясняли людям смыслы, пропуская через свою душу, как прекрасное, так и ужасное. Художник, осмысляя темы, волнующие человека, в своих работах может либо выдать решение, либо дать надежду, свет и. Этим сейчас и вдохновляется художник-кукольник, смею я в это верить.
Тенденция ведет к тому, чтобы работы становились глубокими, многослойными, многосмысловыми, усложнялись в техническом аспекте и в использовании художественных средств. Если раньше было достаточно трех «кружавчиков» или, например, ткани объединялись по цвету простым замачиванием в чае, то сейчас художники продолжают поиски различных комбинаций, технических решений, материалов. Наши местные «Кулибины» и «Левши» очень любопытны, они приобретают навыки и пробуют новые методы, а куклы становятся более осмысленными.
Какие техники перспективны и вызывают интерес у зрителя?
Наши художники-кукольники — универсальные бойцы. Они в полной мере используют и уже давным-давно известные материалы, начиная от самых понятных и старых методов, техник и материалов — это дерево, фарфор, папье-маше, заканчивая современными: запекаемые, самозатвердеваемые пластики, которыми уже досконально овладели, смело пробуют новые техники покрытия, росписи, создания костюмов.
Для неискушенных зрителей роль материала не так велика. Главное, чтобы была выражена эмоция и точно показана суть произведения. Порой люди даже удивляются, когда я начинаю рассказывать, что «данная кукла сделана из дерева, эта из ваты, а эта из фарфора». Для зрителя, зачастую, это открытие дня, месяца, года и их жизни. Они видят совершенные, прекрасные произведения из обыкновенной ваты и спрашивают: «Как это можно создать? Как эти лица, руки, можно сделать из дерева?». Кукла может быть создана из самых простых материалов, а выглядеть совершенно. Дело в мастерстве художника, в том, как он смог это воплотить!
Экспозиция продлится до 31 августа 2025 в выставочном зале ассоциации «Народные художественные промыслы России».
Материал подготовила Алина Клитвина
Фото: пресс-служба ассоциации «Народные художественные промыслы России»
Нет комментариев