Как появились шедевры русского реализма в живописи.
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии
В XIX веке в русской живописи господствует французский академизм: деление жанров на высшие и низшие, строгость композиции и преобладание исторического жанра. Художников учат писать библейские, античные и другие классические сюжеты. Главное учебное заведение - Императорская Академия художеств в Петербурге. Её «делают» иностранцы. Они ориентируют мастеров и их учеников на зарубежное искусство. Писать реальную Россию невыгодно, если художник хочет заработать и быть признанным.
Конкурс на золотую медаль для выпускников – это шанс уехать на стажировку в Италию за счет Академии. Это высшая награда за учебу, как красный диплом сейчас. В 1863, к столетию учебного заведения, 14 выпускников во главе с Иваном Крамским подают прошение об изменении правил конкурса. Они просят разрешения уйти от общей заданной темы и выбирать её самостоятельно.
Им несколько раз отказывают, в свою очередь отказываются участвовать в конкурсе и выпускники Академии. Конкурс сорван, об этом докладывают императору, за авторами письма устанавливают полицейский контроль. Художников отчисляют, отбирают их мастерские. Позже это событие назовут «бунтом четырнадцати».
Владимир Маковский - Осуждённый.
Однако, Крамской, вдохновившись романом Чернышевского «Что делать?», создает добровольную трудовую коммуну или Артель художников. Это первое в истории русского искусства творческое объединение. В него вошли Вениг, Маковский, Журавлев и другие. Артельщики пишут Россию настоящую. Художники рисуют друг друга, обсуждают искусство. Формируется общая касса, куда они отдают проценты с заказов и с продаж картин. В 1869 году Иван Крамской из-за внутренних разногласий покидает объединение, после его ухода артель фактически прекращает существование и распадается: кто-то начал сотрудничать с Академией художеств, кто-то скрывал дорогие заказы, чтобы не платить проценты. К этому моменту участники не объединены ничем, кроме воспоминаний о бунте во время учебы.
Василий Перов - Тройка.
В это же время московские художники, в их числе Мясоедов и Саврасов, пишут коллегам письмо с предложением создать объединение мастеров из Москвы и Петербурга. Так в 1870 году появляется "Товарищество передвижных художественных выставок». Вскоре был составлен письменный устав и его подали на утверждение министру внутренних дел Александру Тимашеву.
"Товарищи" существовали демократично. Они проводили собрания, где решали вопросы, связанные с организацией выставок, приемом новых членов в объединение и другое. На встречах любое обсуждение решалось голосованием.
Цели Товарищества:
«§ 1 Товарищество имеет целию: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений.
§ 2 С сею целию Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изданий, а равно и фотографических снимков».
Художникам часто вешали ярлык «борцов с системой», но вся их деятельность, в основном, сосредоточивалась на заработке на своем реалистичном, не академическом искусстве.
Французский художник Гюстав Курбе считается основоположником реализма в живописи. В своей картине «Здравствуйте, господин Курбе!», он разрушает образ живописца в берете, который вдохновляется природой. Автор пишет художника, который в одежде, как у крестьянина, обсуждает с заказчиками новую работу. Художник не скрывается под романтичной маской академизма, он еще и торговец. Такими же были и передвижники, как их назвали журналисты того времени.
Вскоре "товарищи" организовывают первую выставку в здании Академии художеств. Затем показы прошли в Москве, Харькове, Киеве. Билет стоил 1 рубль в понедельник и 20 копеек в остальные дни. Работы художников покупают, публика их признает. В состав товарищества входили: Репин, Суриков, Васнецов, Шишкин, Крамской и другие.
Художники проведут более пятидесяти выставок по России и отправятся в Европу.
Свой вклад в развитие передвижников внёс критик Владимир Стасов, а коллекционер Павел Третьяков поддерживал финансово. Просто представьте, что благодаря продаже картин Третьякову, пейзажист Левитан купил себе теплое пальто, а до этого мерз в старом пиджаке!
Со временем товарищество потеряло силу: появились новые направления в искусстве, новые объединения, внутри возникла борьба поколений. Последняя выставка передвижников прошла в 1922 году. Через год объединение прекратило существование.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев