В 1953 году в ленинградском ОКБ-43 была разработана броневая установка тяжелого типа для криволинейных пулеметов . Она стала основой образцов БУК и БУК-2. Вращающаяся установка с одним или двумя кривоствольными пулеметами КСГМ, созданными на основе 7,62-мм пулемета СГМ системы Горюнова, монтировалась в ДОТ. Типичные проблемы кривоствольного оружия решались за счет сравнительно плавного изгиба ствола с кривизной 50 градусов (пулемет монтировался наклонно) и шаровой установки, воспринимавшей действие отдачи. Дульная часть ствола и головка перископического прицела ППКС-3, защищенные бронекожухом, возвышались над броневым основанием, сам пулемет, расчет и боекомплект располагались ниже уровня земли. Так устранялись недостатки обычных долговременных огневых сооружений — сложность маскировки, уязвимость амбразуры, непростреливаемые сектора. Установка монтировалась в железобетонном каземате, давала круговой обстрел практически без мертвого пространства. Подобные конструкции размещали, в частности, на советской границе на Дальнем Востоке. Для стационарных фортификационных сооружений укрепрайонов предназначалась и кривоствольная установка в бронеколпаке, созданная на основе 7,62-мм ручного пулемета Калашникова РПК с кривизной ствола 90 градусов (1960 год). Разрабатывались также казематные кривоствольные артиллерийские орудия.
Хотя кривоствольное оружие и кажется скорее предметом анекдота, это вовсе не юмористическая фантастика. В годы Второй мировой войны в Германии провели основательные исследования ,меняя типы патронов и радиус изгиба стволов с углами кривизны до 90 градусов. Для винтовочных патронов максимальный угол кривизны составлял около 30 градусов. Кучность стрельбы (близость попадания последовательных выстрелов) из криволинейного ствола (Krummlauf), по сравнению с обычным, оказывалась значительно хуже, хотя и терпимой на небольших дальностях.
Секретный патент на кривые стволы получил концерн «Рейнметалл». Речь, собственно, шла не о самом оружии, а о съемных насадках с углом кривизны 32 градуса для штатных карабинов «Маузер» 98k и пистолетов-пулеметов МP.38 / МP.40. Для снижения нагрузки на автоматику оружия в задней части насадки делали газоотводное окно. Однако при мощных винтовочных патронах насадки быстро изнашивались, а при установке на пулеметы мешали работе автоматики.
Несмотря на очевидные проблемы, в 1940-е годы для кривоствольного оружия появилась новая потенциальная область применения, которая тогда казалась весьма перспективной. Во Второй мировой войне стали активно использоваться танки, которые стремительно менялись и совершенствовались. Увеличение калибра пушек и габаритов танков привело к расширению «мертвого» (непростреливаемого) пространства вокруг танка до нескольких десятков метров. Эту зону могли эффективно использовать пехотинцы-истребители танков. В то же время требования усиления бронирования заставляли уменьшить амбразуры курсовых пулеметов и отказываться от лючков для стрельбы из личного оружия. Кривоствольное оружие казалось выходом из положения. Работы развернулись, но с середины войны, к тому моменту, когда были готовы первые разработки, наступательная задача германской армии, основным боевым средством которой и были танки, сменилась оборонительной. И оборону часто нужно было организовывать внутри городов. В результате танковые установкив серию пойти не успели, зато с августа 1944 года было изготовлено около 10 000 насадок для использования с 7,92-мм автоматами типа MP.44 (StG.44, «Штурмгевер-44») в уличных боях. Эти автоматы с насадкой, отклоняющей линию выстрела на 30 градусов, использовали для стрельбы не столько «из-за угла», сколько из подвальных этажей, бункеров и других естественных в городской среде укрытий. Для стрельбы из такого оружия разработали прицелы двух типов — зеркальные и призменные — в зависимости от типа перископического приспособления, ставившегося между штатным прицелом оружия и мушкой на кривоствольной насадке.
Главные недостатки стрельбы из такого оружия остались теми же, что и в годы Первой мировой: резкое увеличение габаритов при ухудшении кучности. Огромной проблемой была поперечная отдача, которую правильнее называть опрокидывающим моментом. Не только изогнутый ствол отклонял направление движения пули, но и реакции пули, а также потока пороховых газов, резко отклоняли ствол, а с ним и все оружие, и учесть такие «подбросы» при прицеливании было трудно.
Скорое поражение армии вермахта не дало немецким инженерам времени для доводки новых образцов. Зато их опыт заинтересовал победителей. После войны подобное оружие активно разрабатывали советские оружейники. Возникло два основных направления — танковое вооружение и фортификационные установки. Для вооружения танкистов рассчитывался вариант развития наиболее распространенного в то время в Советской армии пистолета-пулемета Шпагина с кривизной ствола 30 градусов. Образец был создан самим Георгием Шпагиным в 1945 году в Коврове и стал прямым откликом на упомянутые германские StG.44(J). Увеличение рассеивания и снижение начальной скорости заряда оказались больным местом и этого образца: при стрельбе очередью на дистанции в 50 метров ростовую мишень не достигала практически ни одна пуля.
Эксперименты велись также со стволами под другие распространенные патроны: 7,62-мм винтовочный патрон, 12,7-мм патрон ДШК и 20-мм патрон ШВАК. При мощном патроне и сравнительно длинной пуле типичные для кривоствольных образцов проблемы проявлялись особенно ярко. Более-менее приемлемых результатов удалось добиться только с 7,62-мм промежуточным патроном образца 1943 года благодаря сравнительно небольшой длине пули и меньшему уровню давления пороховых газов в канале ствола. Дульная насадка, отклонявшая линию бросания на 45 градусов, в опытном порядке ставилась на 7,62-мм ручной пулемет РПД. А на основе классического автомата Калашникова в тульском ЦКБ-14 для танковых войск был даже создан опытный образец пулемета с кривизной ствола в целых 90 градусов. Кстати, проект кривоствольного узла выполнил Николай Макаров, тот самый советский конструктор, который несколькими годами позже создаст знаменитый 9-мм пистолет ПМ.
Испытания этой системы на полигоне показали, что кривоствольная установка способна решать поставленные задачи. Однако монтировать ее приходилось на люке башни, и она затрудняла танкистам быструю посадку и высадку в машину. Да и уход за кривоствольным оружием оказался достаточно сложным. Неудобство в использовании и ряд мелких дефектов опытной установки привели к тому, что серийно она так и не производилась. Как рассказывал сам Михаил Калашников, в кулуарах этот образец характеризовали как «очень уж хитрый».
Применение кривоствольного оружия в танковых войсках вызвало интерес и по другую сторону железного занавеса, причем там тоже использовали германские разработки. В США пистолеты-пулеметы М50 «Рейзинг» и М3 с криволинейной насадкой крепили вертикально в шаровой установке в крыше башни. Особенность конструкции насадки заключалась в том, что она была выполнена не как трубка, а в виде изогнутого незамкнутого желоба, что позволяло сбросить часть пороховых газов в атмосферу. Впрочем, это не устраняло главного недостатка — громоздкости.
Дистанционно управляемые
Решение по обеспечению скрытности и неуязвимости снайпера предложила в 1998 году американская фирма, представив «Пресижн Ремоутс Инк.» дистанционно управляемую «снайперскую платформу» TRAP T2 (Telepresent Rapid Aiming Platform). Основными модулями системы TRAP T2 являются платформа с оружием, приводами и видеокамерами, блок управления и компьютер с монитором для оператора на командном пункте.
Модульная конструкция позволяет использовать установку либо только самому снайперу-оператору, либо как интегрированную систему с одновременной передачей данных на командный пункт. В этом случае данные с компьютера поступают как на прицел снайпера-оператора, так и на монитор командного пункта, подключенный к системе.
Платформа смонтирована на треножном станке с механизмами горизонтирования, приводами горизонтальной и вертикальной наводки. Блок управления может быть вынесен при этом на расстояние до 100 метров, а в портативный компьютер загружена программа баллистического вычислителя. Снайпер оперирует видоискателем, сопряженным с видеокамерами обзора (для обнаружения цели) и наведения (связана с оптическим или электронно-оптическим прицелом на оружии), пультом управления с переключателями видеокамер, тумблерами управления предохранительным и спусковым механизмами оружия.TRAP 2 заинтересовались службы охраны военных объектов, подразделения по борьбе с террористами, полицейские подразделения особого назначения в США и Великобритании.
Нет комментариев