Первые ворота в Кёнигсберге датируются XIII столетием и были воздвигнуты во время строительства замка Кенигсберг. Улица через эти ворота вела во двор замка и находились они в восточном флигеле.
В начале XVII века в Кенигсберге началось сооружение Первого вального укрепления и стены, окружавшие три города - Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт были разобраны. Первое вальное укрепление: длина - 15 км, фортификационные сооружения - 8 ворот, 26 бастионов и 8 полубастионов. Все защитные сооружения были деревянными и ко времени сооружения Второго вального укрепления пришли в негодность.
Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.
Все ворота Кенигсберга, дошедшие до наших дней, возведены в XIX веке - архитектор генерал-лейтенант инженерных войск - Эрнст Людвиг фон Астер.
Эрнст Людвиг фон Астер
нем. Ernst Ludwig von Aster
Дата рождения 5 октября 1778
Место рождения Дрезден
Дата смерти 10 февраля 1855 (76 лет)
Место смерти Берлин
Принадлежность Саксония (курфюршество)
Королевство Саксония
Россия
Пруссия
Род войск инженерные войска
Звание генерал от инфантерии
Командовал Прусский инженерный корпус
Сражения/войны Война четвёртой коалиции,
Поход Наполеона в Россию,
Война Шестой коалиции,
Сто дней
Награды и премии орден Чёрного орла
Указом от 5 апреля 1843 г. Прусский король Фридрих Вильгельм IV распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление.
(15 октября 1795, Берлин — 2 января 1861, Потсдам)
Фридрих Вильгельм IV
нем. Friedrich Wilhelm IV.
6-й Король Пруссии - 7 июня 1840 года — 2 января 1861 года
Схема Второго вального укрепления Кёнигсберга 1843 - 1862
Благодаря своим знаниям и художественно-эстетичному вкусу фортификатор и архитектор Э.Л.Астер построил ворота Кенигсберга в направлении английской неоготики (стиль Тюдор). Строительный материал - кирпич, обожженный три раза, что придавало ему наивысшую прочность.
30 августа 1843 года в присутствии самого короля Фридриха Вильгельма IV произвели торжественную закладку Королевских ворот. Это событие стало стартом возведения остальных кёнигсбергских ворот и строительство продолжалось 5 лет.
В 1853 году в северной части города построены еще 6 ворот: Закхаймские и Россгартенские, Штайндаммские и Трагхаймские, Пропускные или Аусфальские и Холландербаумские.
В 1862 году в южной части города во Втором вальном укреплении возведены 2-е новых ворот (двухарочной конструкции): Фридландские и Бранденбургскими.
РОСГАРТЕНСКИЕ ВОРОТА - Rossgarter Tor
Россгартенские ворота.(ок1855-1860г).
Полевая сторона и башня Дона (30-е годы ХХ века)
С внешней стороны
Россгартенские ворота (ок.1855-1860г).
Городская сторона. (30-е годы ХХ века.)
Медальон-портреты на Россгартенских воротах
медальон-портрет Шарнхорста
(12 ноября 1755, Борденау — 28 июня 1813, Прага)
Герхард Иоганн Давид фон Шарнхорст
нем. Gerhard Johann David von Scharnhorst
Дата рождения 12 ноября 1755
Место рождения Борденау
Дата смерти 28 июня 1813 (57 лет)
Место смерти Прага
Принадлежность Курфюршество Ганновер
Королевство Пруссия
Род войск прусская армия
Годы службы Ганновер 1778—1801
Пруссия 1801—1813
Звание Генерал-лейтенант
Командовал начальник Генштаба и военный министр Пруссии
Сражения/войны Война первой коалиции,
Война четвёртой коалиции,
Война шестой коалиции
Награды и премии Орден Красного орла 2-й степени
Орден «Pour le Mérite»
командор Военного ордена Марии Терезии Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира ( орден Святого Владимира)
медальон-портрет Гнейзенау
(27 октября 1760 — 23 августа 1831)
Август Вильгельм Антониус, граф Нейтхардт фон Гнейзенау
нем. August Wilhelm Antonius Graf Neidhardt von Gneisenau
Дата рождения 27 октября 1760
Место рождения Шильдау
Дата смерти 23 августа 1831 (70 лет)
Место смерти Познань
Принадлежность Пруссия
Годы службы 1786 — 1831
Звание генерал-фельдмаршал
Командовал начальник Генштаба (1813—1814),
командир 8-го армейского корпуса (1815—1816),
губернатор Берлина (1818—1831)
Сражения/войны Война за независимость США
Война четвёртой коалиции:
Битва при Заальфельде
Битва при Йене
Война шестой коалиции:
Сражение на реке Кацбах
Битва под Лейпцигом
Сражение при Лаоне
Взятие Парижа
Сто дней:
Битва при Линьи
Битва при Ватерлоо
Польское восстание (1830—1831)
Награды и премии Order of the Black Eagle - Ribbon bar.svg
Орден «Pour le Mérite»
Железный крест 1-го класса
Железный крест 2-го класса
командор Военного ордена Марии Терезии
Кавалер Большого креста Военного ордена Максимилиана Иосифа (Бавария)
Кавалер Большого креста военного ордена Вильгельма
Орден Святого Георгия III степени
Орден Святого апостола Андрея Первозванного
Орден Святого Александра Невского
КОРОЛЕВСКИЕ ВОРОТА
Königstor
Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России, во время Семилетней войны, ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.
В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.
Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV. Завершилось строительство в 1850 году.
15 октября 1795, Берлин — 2 января 1861, Потсдам Friedrich Wilhelm IV.
Король Пруссии с 7 июня 1840 года из династии Гогенцоллернов. Фридрих Вильгельм IV — старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Стрелицкой.
Фридрих Вильгельм IV и его супруга Елизавета Людовика. 1847
В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты. Ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.
Королевские ворота (1848г). Городская сторона
(30-е годы ХХ века, после реконструкции вальных укреплений)
На центральной башне Королевских ворот, со стороны города, расположены статуи отцов-основателей Кёнигсберга: Оттокар II Пршемысл - богемский король (слева) - основателя Кёнигсберга (слева), Фридрих I - первый прусский короля (в центре) и Альбрехт - первый герцог Пруссии (справа). Ниже скульптур размещены гербы этих правителей, а выше расположены старинные гербы прусских земель: Самбии и Натангии.
Ворота в XIX веке
ЗАКХАЙМСКИЕ ВОРОТА
Sackheimer Tor
Закхаймские ворота (около 1855 г). ( ? )
Закхаймские ворота в 1902 году ( ? )
Городская сторона (до реконструкции вальных укреплений в 1910-1912 г )
Первоначально Закхаймские ворота являлись составной частью Первого вального укрепления Кёнигсберга, построенного еще в начале 17-го века.
В 1860-1865 годах, в ходе модернизации городских укреплений, Закхаймские ворота были перестроены по проекту Эрнста Людвига фон Астера и вошли, наряду с другими городскими воротами Кёнигсберга, во Второе вальное укрепление города.
Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам были также меньшие арки, которые, возможно, использовались как пешеходные проходы, однако до наших дней они не сохранились. На углах Закхаймских ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны.
Пустотелые башни имеют узкие стрельчатые окна, сверху прикрытые декоративными коронами. Между ними расположены защитные зубцы.
Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка
Людвиг Йорк фон Вартенбург
. Johann David Ludwig Graf Yorck von Wartenburg
Генерал-фельдмаршал
и Фридриха Вильгельма Бюлова
Фридрих Вильгельм фон Бюлов
Friedrich Wilhelm Freiherr von Bülow, Graf von Dennewitz Friedrich Wilhelm Bülow
Барон, затем граф фон Денневитц , прусский генерал от инфантерии
С внешней стороны ворота были украшены изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Королевства Пруссии).
ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА
Friedländer Tor
Фридландские ворота. (1860 г ). Полевая сторона.
Название своё они получили в честь города Фридланда (ныне Правдинск), к которому вела дорога, проходящая через ворота. Построены были в 1862-м году. В 1910-м, когда военное ведомство продало все сооружения Второго вального укрепления городу, часть вала срыли, дорогу пустили мимо ворот, а через ворота остался вход в парк.
Во время войны ворота почти не пострадали.
В 1980-х ворота отреставрировали на пожертвования граждан и организаций и сделали внутри музей. Первыми экспонатами стали вещи, найденные при очистке рва.
На фотографии 1928-го года, сделанной с южной стороны, стороны рва, трамвайных путей уже нет.
Через Фридландские ворота, как и через Бранденбургские, когда-то давно ходили трамваи.
Северный фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна,
Граф Фридрих фон Цоллерн (ок. 1360 - ок. 1416) Долгое время был советником комтура Бранденбурга (1386-1396), фогтом Диршау (1396-1402), комтуром Рагнита (1402-1407). Здесь он противостоял в 1403 г. вторжению жемайтов и в 1406г. по приказу магистра Тевтонского ордена помогал литовскому князю Витольду.
С 1407 по 1410 - управлял комтурством Остероде и предпринял поход на Мазовию. С 1410 г. был комтуром Бальги. Цоллерн был одним из немногих, кто пережил битву под Танненбергом. , во время которой он был орденским знаменосцем. В знак боевых заслуг в конце 1412 г. магистр назначил его великим комтуром, граф получил высшее руководство войсками ордена. В этой должности он пребывал до 1416 г.
Южный (внешний) фасад тоже имел своего магистра - Зигфрида фон Фейхтвангена — основателя Среднего замка в Мариенбурге (ныне г. Мальборк, Польша).
до 1273 — 5 марта 1311, Замок Мариенбург
Зигфрид фон Фейхтванген
. Siegfried von Feuchtwangen
15-й великий магистр Тевтонского ордена с 1303 по 1311 год.
Автор скульптур, расположенных на Фридландских воротах - Wilgelm Ludwig Sturmer (1812 - 1864 гг.)
Восстановленные скульптуры
БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА
Brandenburger Tor
Бранденбургские ворота — единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.
Бранденбургские ворота.(ок.1860г). Полевая сторона.
Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге в 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Названы ворота в честь замка Бранденбург. Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта строители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.
Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшавшее строение было снесено, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя проездами, имеющими стрельчатое завершение.
Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Защищал ворота Брандебургский бастион (не сохранился). Здесь имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники.
Боковые помещения служили казематами, затем таможней.
Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами.
На воротах установлены скульптурные портреты двух выдающихся прусских военачальников.
слева --- Фельдмаршал Бойен (1771—1848), военный министр, участник проведения реформ в прусской армии.
Леопольд Герман Людвиг фон Бойен
Leopold Hermann Ludwig von Boyen
справа — Генерал-лейтенант Эрнст Людвиг фон Астер (1778—1855), шеф инженерного корпуса, один из авторов Второго вального укрепления Кёнигсберга.
Эрнст Людвиг фон Астер
Ernst Ludwig von Aster
ФРИДРИХСБУРГСКИЕ ВОРОТА
( Friedrichsburg Tor)
Эти ворота не входят в "классическое кольцо" ворот Второго вального обвода.
Мотивируется это тем, что это не сами по себе городские ворота, а остатки крепости Фридрихсбург. Крепость была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для контроля движения по Прегелю. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика П. Х. Оттера.
В середине 19-го века крепость была модернизирована и включена в состав Второго вального обвода Кёнигсберга. В ходе модернизации и были построены ворота.
В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота.
Ворота в форт Фридрихсбург. Фотография 1910 года
У каждой башни есть своё драгоценное имя - "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд" (Изумруд).
Ворота. Столбики перед воротами - чтобы крупногабаритные повозки не задевали стены.
Ворота форта Фридрихсбург. Вид на "полевую" сторону. Фото 1945-го года.
Ворота форта Фридрихсбург. Внешняя сторона. 1938-й год.
Декоративные элементы выполнены из кирпича другого вида. Вообще при строительстве ворот Фридрихсбург было применено 46 различных видов кирпича.
АУСФАЛЬСКИЕ ВОРОТА
Ausfalstor
Аусфальские ворота. Полевая сторона
(вид после реконструкции, 30-е годы ХХ века),
на заднем плане бастион Астрономический.
Аусфальские ворота. Городская сторона.
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Собственно, своё значение эти ворота утратили в 20‑30‑х годах ХХ века: тогда улично-дорожная сеть прошла выше них. И они стали “воротами в никуда”.
Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен.
В воротах был единственный проход. Это вид со стороны рва.
Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
От Аусфальских ворот, построенных в середине XIX века и представляющих собой длинный и узкий туннель через вал, нам остался редюит на пересечении ул. Горной и Гвардейского проспекта.
Рядом с воротами находится плотина. Через арку плотины течёт ручей, наполняющий бывший ров, а теперь пруд парка Победы. Для контроля моста, перекинутого через ров, в стене плотины сделаны амбразуры.
Сверху устроена площадка. Её уровень был поднят при строительстве часовни.
Черепица на ограждении площадки оригинальная, сделанная на века. Аусфальские ворота - черепица на ограждении площадки. (Plauen (Плауэн) — город в Германии, в Саксонии, недалеко от границы с Чехией).
В 1995 году на крыше блокгауза Аусфальских ворот была построена небольшая православная часовня Св. Георгия Победоносца.
УТРАЧЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ ВОРОТА КЁНИГСБЕРГА
Кроме семи городских ворот, сохранившихся до сих пор, в Кёнигсберге были и другие ворота, ныне утраченные. ЭТО -
ЗЕЛЁНЫЕ ВОРОТА
Grünes Tor
Строитель Вильгельм
Дата основания 1592 год
Дата постройки 1592 год
Кёнигсберг. Зеленые ворота и зеленый мост. 1864 год
Вид на Зелёные ворота с Длинного переулка
Зелёные ворота располагались в районе Кёнигсберга Кнайпхоф.
Зелёные ворота — здание с круглой аркой в городе Кёнигсберг.
Через Зелёные ворота осуществлял проход с Зеленого моста на Длинный переулок.
Зелёный цвет является символическим цветом Кнайпхофа, поэтому ворота, ведущие в этот район и были названы зелеными. Кроме этого, в Кнайпхофе существовали Зелёный мост, Зелёный кран и Зеленые весы.
В разговорной речи название Зелёные ворота использовалось уже в 1764 году. Ворота к Длинному переулку были известны с 1322 года и представляли собой простое здание с аркой внутри. В 1592 году они были перестроены в «замечательное здание эпохи Возрождения мастера Вильгельма». Новые ворота представляли собой здание с высокой восьмиугольной колокольней и флюгером. Башня была украшена часами, гербом Кна́йпхофа, прусским орлом и скульптурами.
В 1851 году дно ворот углубляли на два фута, чтобы перевезти через них конную статую короля Фридриха Вильгельма III. В 1864 году, ворота мешавшие возросшему уличному движению, несмотря на протесты горожан и художника Фердинанда фон Кваста, были снесены.
Зеленый мост, зеленые ворота и старая биржа
Зеленые ворота были снесены в 1864 году для расширения проезда.
ТРАГХАЙМСКИЕ ВОРОТА
Tragheimer Tor
Первое упоминание - 1785 год
Трагхаймские ворота стояли в Мельничном переулке, который проходил вдоль Вальгассе и вёл в Палвехоф и Марауненхоф.
Эти ворота были небольшими, и особого значения не имели. Были построены из базальтовых столбов.
Трагхаймские ворота. Около 1900 г
Трагхаймские ворота располагались в районе Ганза Платц. Они были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.
.Снос Трагхаймских ворот. 1911 г. Разобрали по кирпичику.
В 1785 году ворота упоминаются в привязке с «Tragheimsche Gemeindehaus», где также, перед воротами, располагался магазин молочных продуктов.
В 1820 году в непосредственной близости от ворот находились различные производственные объекты, одним из которых было — борковая мельница и другим — фуражная мельница.
ШТАЙНДАММСКИЕ ВОРОТА
Steindammer Tor
Самые красивые ворота Кёнигсберга - Штайндаммские ворота. Они располагались там, где сейчас кассы Северного вокзала - между нынешней улицей Гаражной и Советским проспектом (ранее - пересечение Штайндамм и Краузенэкше Валль-штрассе).
Штайндаммские ворота имели два проезда и два пешеходных прохода. С внутренней стороны были украшены статуей Фридриха Вильгельма IV, выполненной скульптором Вольфом из жёлтого песчаника, а также четырьмя гербами. Гранёные башенки, расположенные симметрично, были увенчаны изящными крестоцветами - стилизованными каменными цветами.
Штайндамские ворота ( Steindammer Tor ). Полевая сторона.. Полевая сторона.
Штайндамские ворота. Городская сторона.
Ворота были снесены при реконструкции вальных укреплений в 1912 г.
(находились на месте перекрестка у мэрии, на пл. Победы).
Steindammer Tor. Всё что осталось от опоры моста Штайндамских ворот.
Изначально, до 1879 года, Штайндаммские ворота были построены с одним центральным проездом.
Эскиз Штюлера.
Ворота перед перестройкой.
SteindammerTor
Эскиз перестройки 1879 г. М. Катц на два проезда.
Штайндаммские ворота (нем. Steindammer Tor) были демонтированы в 1912 году при реконструкции вальных укреплений.
Здание полицай-президиума (теперь там располагается УФСБ по Калининградской области, угол ул. Генделя и Советского проспекта) было построено в 1912-1914 годах практически на месте Штайндаммских ворот. Утраченная красота осталась лишь на старинных открытках.
ХОЛЛЭНДЕРБАУМСКИЕ ВОРОТА
( HollenderBaum Tor )
Через ворота проходила железная дорога на Пиллау (Балтийск). В обратную сторону она шла до малого подъёмного моста через Преголю.
Сначала ворота были с одной аркой, но быстро спохватились и перестроили.
Эти ворота находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Баграмяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием.
При строительстве HollenderBaum Tor впервые был применён такой элемент, как штраты в стенах арок - т.е. выемки, в которые можно было укладывать горизонтально брёвна или брусья, на манер жалюзи, полностью закрывая арочный проём. Причём разобрать такое заграждение извне было невозможно.
#ВоротаКёнигсберга
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев