Изабель Грав. Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости
Кто определяет цену картин – рынок, художник или всё решает популярность?
Помните детей, скучающих в картинной галерее в фильме "Афера Томаса Крауна"? Заметно повеселели дети лишь тогда, когда экскурсовод начал называть цены картин.
Искусство, будь оно современным или классическим, сейчас оценивается аукционами. В массовом сознании цена картины и ее художественная ценность – понятия равнозначные. Продается, например, Поллак за столько-то миллионов, значит его картины – великий вклад в мировую живопись. Нет.
В книге Изабель Грав "Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости" показано, что художественная ценность картин определяется сейчас не музеями, кураторами или критиками. Определяется ценность продавцами картин. Даже не покупателями, а именно продавцами. Считать ту или иную картину великим произведением искусства или нет – это решает аукционный дом, а музеи и критики уже пытаются подвести под это хоть какое-нибудь обоснование. Вот на того же Поллака или Хёрста без слез не взглянешь, но стоит только обозвать это абстракцией и шедевр готов. Коммерция душит художников. Большинство с этим соглашаются и принимают позу поудобнее. Некоторые сопротивляются, пытаясь разоблачить "продажную" систему. Ну, а люди тем временем продолжают верить в современное искусство.
В этой книге мне лично понравились отсылки к Марксу. Подобное редко встретишь сейчас, особенно в книгах по искусству. Но понять, почему рынок искусства растет, откуда берутся цены в 450 млн долларов за картину без марксизма это невозможно. Жаль, конечно, что линия марксистского анализа лишь намечена, но не проведена полностью. Однако книга от этого не становится менее интересной и должна быть прочитана каждым, кто хочет понять как устроен рынок искусства.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев