– Как студенты готовились к занятиям в то время? Было ли достаточное количество учебных материалов, доступных в библиотеке для успешного обучения на вашем факультете?
Я предполагаю, что студенты многих специальностей не испытывали проблем с учебной литературой. Но не социальные работники. Наша профессия официально появилась в апреле 1991 года, когда в Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов Минтруда СССР были внесены новые должности, в том числе, социальный работник и специалист по социальной работе. Литературу мы искали в библиотеках, передавали один учебник с рук на руки. В свободном доступе была трехтомная хрестоматия со статистикой начала ХХ века по различным социальным патологиям и словарь-справочник специалиста по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой.
Как сейчас помню, когда вбили в поисковик в интернете словосочетание «социальная работа», то нам выпало всего две ссылки! Какая-то новость и ссылка на статью Евдокии Ивановны Холостовой.
Кстати, интернет тоже был в новинку. На первом курсе мы с одногруппницей записались на специальные курсы в университете, чтобы узнать, что это такое. Да, нас буквально учили как зарегистрировать электронную почту, показали какой-то местный чат и как пользоваться поисковиком. Интернет был технологическим новшеством, пользоваться им можно было только в одном компьютерном классе ВолГУ.
Как мы готовились к семинарам? Современным студентам, может быть, трудно в это поверить, но мы ездили по субботам в Горьковку. Заказывали книги, ждали их, расстраивались, если кто-то их уже взял, искали заново и все могло повториться. А если тебе повезло, то ты делал конспекты и работы на следующую неделю (ксерокопии появились немного позже).
– Какие требования предъявляли преподаватели к студентам во времена Вашего обучения?
Сказать, что это какие-то отличные от современных требования к качеству знаний, я не могу. Отмечу, что очень много внимания уделялось чтению первоисточников. Сколько я прочитала литературы в студенческие годы! Никогда после я так и не смогла выйти на тот же уровень. Кстати, одним из мотивов окончания аспирантуры было то, что я опять смогу начать читать то, что хочу, а не то, что нужно.
– Расскажите, пожалуйста, о своих самых ярких воспоминаниях о студенческой жизни.
У меня было очень яркое студенчество, чего только не было. Наверное, сейчас я бы выделила все события, которые связаны с моим мужем – моим одногруппником. Ну и участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по социальной работе, организованной на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Это был 2004 год, 85 участников практически из всех регионов России. Я вошла в 10-ку победителей и с радостью привезла эту победу на кафедру.
Нет комментариев