А ведь интерес к будущей профессии закладывается в детстве. И у игрушек тут огромная роль. Советские мальчишки играли в космонавтов, пожарных, водителей, строителей – был, например, чудесный набор «Архитектор». Девочки играли не просто с куклой, а с куклой-учительницей, куклой-врачом – и для этого выпускался набор «Кукольный доктор». Это современная Барби просто сидит в кукольном доме и примеряет наряды, а тогда каждая кукла должна была делать что-то полезное. Дети понимали, что все должны иметь профессию, все должны работать. По словам А. Саньковой, главный изъян западной игрушки в том, что она настраивает девочек не на заботливое материнство, а на потребление. «В образе Барби девочка представляет себя. Вот она выросла, вот у неё появился красивый муж Кен. Вот они купили большой дом, купили по шикарной машине, купили кучу одежды. Так с детства воспитывается потребительство. Ребёнку внушают: есть деньги – будешь иметь всё, нет – будешь неудачником… А у советских детей был малыш-голыш, к которому не прилагалось вообще ничего! Хочешь – сшей ему сам одежду, хочешь – построй своими руками домик. Это была осознанная парадигма: желаешь чего-то добиться – трудись, придумывай, созидай.
Перечислить все любимые советскими детьми игрушки невозможно. У кого-то это была железная дорога, у кого-то – педальная машина, одна из самых дорогих игрушек в СССР. Маленький, но почти «всамделишный» «Москвич» стоил около 30 рублей... Пластмассовый крокодил Гена стоил, конечно, на порядок дешевле, но и он был всеобщим любимцем, что очень удивляло иностранцев – не могли они взять в толк, как нормальный ребёнок может играть с крокодилом? Опять «загадочная русская душа»…
Нет комментариев