«Поперечный брус рамы Семен Евдокимович рекомендует делать из сосновой древесины. Сосна лучше пружинит. А тетиву надо делать не из шпагата, а из морской травы, так как она не набухает в сырую погоду».
Пила да конная тяга – вот и вся механизация на российских лесосеках в тридцатые годы двадцатого столетия. Потому пилоправ Жижикин – первое лицо в одном из лесных поселков Марийского края:
«…Лес рубить сноровка нужна. Но самое главное – надо научить лесоруба точить пилу и править ее. Лучок – главный инструмент лесоруба. Такую пилу любить надо. А я вот раз был на делянке, вижу – рабочий начал разводить пилу на морозе. Ах ты, думаю, да разве можно пилу на морозе разводить? Ведь самая лучшая сталь и та на морозе хрупнет, – долго ли сломать зуб? Точить тоже надо умеючи. Скажем, для мягкого леса – сосны, ели, осины – зубья пилы надо оттачивать особенно остро. А вот на разработке твердой породы – дуба, граба, бука или промерзлой древесины – отточку зуба пилы нужно делать под более тупым углом».
«При правке пилы тов. Жижикин сначала фугует только режущие зубья, потом при помощи особого фуганка (кейца) осаживает фигурные зубья и уже после этого точит всю пилу, добиваясь максимальной остроты. Чтобы форма зубьев была правильной, он точит правую и левую фаски зуба до тех пор, пока кромки не станут острыми и не исчезнут блестящие точки на вершинке зуба, получившиеся при фуговке».
Рабочие-лесорубы своим мастером-пилоправом довольны:
«Раньше была у меня не пила, а горе. Точили плохо, разводили еще хуже. Я едва валил 3-5 кубометров в день. И вот нашелся хороший мастер, он стал правильно разводить, хорошо протачивать пилу. Теперь я заготовляю по 15-20 кубометров в день и такой усталости, как раньше, не чувствую».
«Многие лесорубы… развернули социалистическое соревнование. Прошло то время, когда они рубили по 3-5 кубометров в день. Теперь большинство из них, освоив лучковую пилу, заготовляют по 20-30 кубометров и все прикидывают, как бы заставить этот чудесный лучок работать еще быстрее, еще лучше. Но самое главное в том, что лесорубы как-то по-новому научились ценить время. Раньше они его измеряли сутками, часами. А теперь, когда внимательными глазами стали присматриваться к своему времени, оно оказалось огромным, состоящим из минут и секунд, которых раньше даже и не замечали.
Лесорубы, обнаружив, что очень много этих самых минут и секунд пропадает на точку и правку пил, и учитывая, что самая лучшая лучковая пила после выработки 30 кубометров тупится, – стали брать с собой в лес две пилы. Одной работали до обеда, другой после обеда. У пилоправа работы прибавилось вдвое. Семен Евдокимович успевает справиться с ней и лесорубы всегда получают хорошо отточенную пилу».
Предельно тяжелые условия труда и низкая производительность работ в лесу подталкивали вперед инженерную мысль. Ещё в конце 1927 года приказом ВСНХ СССР была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. Исключительной интенсивностью опытных работ характеризуется период 1930-1940-х годов. На лесных делянах появились электропилы, работавшие от передвижных электростанций, позднее стали применяться более удобные бензопилы. Тепловозы обеспечили возможность вывозки леса в хлыстах, что значительно повысило производительность труда. Лесовозная лошадь и лучковая пила, пусть медленным шагом, но ушли из леса в середине 1950-х годов.
Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, читайте книги в самой лучшей и главной библиотеке республики, следите за новостями на сайте библиотеки, участвуйте в библиотечной жизни, будьте здоровы и счастливы!
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов.
Нет комментариев