На ее концертах равнодушных зрителей не бывает. Они плачут, негодуют, радуются.
Но однажды выступление Евгении Смольяниновой оказалось на грани провала. В тот зимний день ей предложили дать концерт в женской колонии.
До этого певице никогда не приходилось выступать в местах лишения свободы. Но Евгения согласилась сразу. Это была женская тюрьма для рецидивисток под Красноярском. Что петь перед такой аудиторией? Серьезный вопрос.
Евгения начала составлять программу, советовалась с сыном-гитаристом, который с 18 лет аккомпанировал ей на всех концертах. Мать и сын работали над проектом вместе, но не учли одного незадолго до этого в учреждении вспыхнул бунт.
-Женский бунт - это самый страшный бунт. Его нельзя остановить. Это мужской бунт в тюрьме можно остановить и воззвать к логике. А женщин к логике воззвать нельзя. Выживающая женщина - это самое страшное оружие на этом свете.
Святослав Смольянинов. Сын.
Надо просто ждать, пока яростные эмоции выгорят дотла. Администрация колонии была уверена, что к моменту приезда певицы страсти улягутся. Поэтому о бунте ей ничего не сказали.
-Тот концерт я не забуду никогда. И мама тоже.
Один из первых в своей жизни концертов Женя дала в 1967 году, когда ей было три года. Мама наказала ее за шалость и поставила в угол. Через некоторое время она услышала весьма активное пение.
Пришла и увидела, что в этом самом углу, рассадив вокруг себя игрушки, дочь поет им песни. В детском саду Женя на всех утренниках отплясывала цыганочку, а потом обязательно что-нибудь пела. В школьные годы училась игре на фортепьяно. В старших классах пришлось выбирать танцы или музыка. Музыка была намного интереснее.
Евгения поступила в Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Работала в художественном отделе Дворца молодежи.
Профессиональный путь виделся не отчетливо. Туман, застилающий будущее, рассеялся в одну секунду, когда 18-летняя Женя услышала по радио голос незнакомой певицы.
-После этого я была ранена ее пением. Я заболела. Я думала об этом днем и ночью. Засыпала и просыпалась с этим.
Евгения Смольянинова.
Три месяца спустя девушка пришла на работу и узнала, что вечером во Дворце пройдет фольклорный концерт. Пропустить такое она не могла.
-Вдруг бабушку на сцену приглашают. Она идет, немножко хромает. Садится на табуретку. Мне интересно, что она такое споет. И вдруг бабушка начинает петь. Причем это тот самый голос, который я слышала по радио. Только не знала, кто это поет. И все время думала. Где эта бабушка? Жива? Не жива?
И тут бабушка во всей красе передо мной. Я слушала и ревела.
Евгения Смольянинова.
Ни о какой вокальной карьере Женя в тот момент не думала. Все ее мысли были только о том, как научиться петь также, как эта бабушка. Теперь, зная ее имя, девушка нашла записи Ольги Сергеевой. Слушала их и пыталась повторять, чтобы голос стал таким же гибким, журчащим.
Время от времени Женя принимала участие в небольших концертах. Исполняла одну или две народные песни голосом, как у Сергеевой. Ей хотелось поделиться со всеми открывшейся ей красотой. И это удалось. В Ленинграде о Смольяниновой заговорили.
Однажды Смольянинову услышал знаменитый ленинградский врач-онколог, психотерапевт Андрей Гнездилов. Он разрабатывал свою новую методику помощи смертельно больным людям с помощью сказок и песен. Гнездилов попросил выступить Женю перед его пациентами.
-Я зашла в палату, где находились уже лежащие пациенты. Это была мужская палата. У всех был рак горла, и они не могли разговаривать. Я вышла и стала петь. Через некоторое время раздался общий мужской рев. Они стали рыдать. Я смутилась и испугалась.
А доктор мне сказал -Продолжайте.
Я спела песню и убежала. Потому что я была просто потрясена. А врач потом подошел ко мне и сказал -Вы знаете, зря Вы ушли. Потому что все благодарности достались мне. У этих мужчин была проблема. Они не могли проплакать. У них не было слез. Они не могли выплакаться. А Вы помогли им выплакаться.
Евгения Смольянинова.
Ее песни помогли. Вот только сама Женя была уверена, что ее голос еще далек от совершенства, к которому она стремилась. Она решила попроситься к Ольге Сергеевой в ученицы.
Сергеева согласилась, и Смольянинова отправилась в Псковскую область. Уроки проходили максимально просто. Ольга Федосеевна пела, Евгения слушала и повторяла. Так прошло несколько месяцев. В один из дней легендарная певица достала пластинку, где были записаны ее песни. И указала на одну “Кумушки”.
-Я поняла, что все, что было до этого - это одно. А вот это следующий этаж. Я ехала домой бегом, если можно так выразиться. Мое сердце бежало, душа бежала. Скорей начать ее петь.
Евгения Смольянинова.
Это песня будто вывела Женю в новый мир. Наконец-то ее голос подчинился, зазвучал так, как она хотела. И тут ее пригласили принять участие в телевизионной программе. Соглашаясь, Евгения не предполагала, как сильно изменится ее жизнь после выхода передачи.
Режиссер Виктор Титов увидел Евгению в этой программе. Это была передача “Монитор” в 1985 году. Голос заворожил его Вот как должна петь героиня его киносаги “Жизнь Клима Самгина”. И не народные песни, а русские романсы.
Кроме романса “Утро туманное”, Титов попросил спеть еще несколько романсов. Но не самых известных. Девушка отправилась в нотную библиотеку и пропала. Ей открылся новый огромный мир.
Теперь Евгения выступала не только в больничных палатах и на сцене своего родного Дворца молодежи.
Начались гастроли по городам Советского Союза. Евгения пела и романсы, и народные песни.
К тому моменту, когда Евгения Смольянинова должна была выступить в женской колонии, опыт общения с самой разной аудиторией у нее был огромный.
Однако перед такой публикой она еще не пела. Более того, знать не знала, что совсем недавно женщины устроили бунт, и атмосфера все еще была накаленной. Впрочем, и зрители тоже не были готовы к тому, что услышат. Когда она вышла на сцену, на нее смотрели четыре сотни женщин в одинаковых робах.
Лица неподвижные, как маски. По периметру охрана. У Евгении появилось пугающее, ни разу не испытанное чувство, что она стоит перед ледяной бездной. Она на несколько секунд закрыла глаза.
На концертах Смольяниновой всегда происходило одно и то же. Она становилась единым целым с залом, чувствовала, что за ее спиной стоит бабушка, которая учила ее петь.
Так было всегда. Но не в тот раз.
Она пела и пела. А глаза, смотрящие на нее из зала, оставались ледяными. И тогда Евгения рассказала историю одной песни. “Я записала эту песню “Ах, что делает любовь!” на пластинку. Эту пластинку передали Виктору Астафьеву. Прослушав ее, он пришел в неописуемый восторг”.
Виктор Астафьев, великий писатель, прошедший войну и имевший славу человека крутого нрава, слушал этот деревенский романс и плакал. Именно эту песню когда-то пела его мама.
“Мама утонула, когда ему было три года. Это воспоминание маленького мальчика, для которого эта песня - образ мамы”. Эта песня передает, что жизнь каждого человека очень важна”.
И зал откликнулся. Внешне ничего не изменилось. Но глаза ожили. На Евгению наконец-то смотрела не пустота, а люди.
Женщины. Они улыбались, хмурились, украдкой вытирали слезы. Но закончился концерт лихой плясовой песней. Расставаться надо с улыбкой.
-Через день маме позвонил начальник и сказал Большое спасибо. Такой дисциплины у нас не было никогда. После концерта половина зоны ведет себя образцово. А вторая половина зоны рыдает вторые сутки.
Святослав Смольянинов. Сын.
Была идея продолжить подобные выступления, но не сложилось. С каждым годом певица выступает все реже и реже. Ее не приглашают. Говорят, коммерчески невыгодна. Поверить в это невозможно.
Последняя встреча Евгении Смольяниновой с Ольгой Сергеевой состоялась за полгода до ее кончины. Они много разговаривали.
Потом Евгения подогнала машину и поставила диск. Услышав песню, бабушка сказала “Это я пою”. А когда узнала, что пела Евгения, засмеялась и сказала “Только никому наши песни не нужны”.
Чтобы об этой истории узнало как можно больше людей, поделитесь этой публикацией со своими друзьями. ok.me/6KrM1
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев