Хорошая типографская краска должна быть однородной, прочной, долговечной и иметь блестящий цвет. Она должна быстро сохнуть, не расплываться на бумаге, легко смываться, не иметь неприятного запаха и не пропитывать бумагу насквозь.
Для изготовления типографских красок необходимо брать самое лучшее льняное масло, так как некачественные сорта имеют неприятный запах и дают рыжий оттенок. Очистку масла необходимо осуществлять путём продолжительного нагревания с 3% крепкой серной кислотой. Нагревание необходимо вести при температуре не более 100°С. Затем масло необходимо оставить для отстаивания, затем его необходимо слить без осадка и промывать тёплой водой пока не исчезнут следы серной кислоты, что проверяется лакмусовой бумажкой. Очищенное масло имеет светло-жёлтый цвет и отсутствует запах.
При варке, очищенное серной кислотой масло кипит очень бурно, поэтому необходимо принять меры для того, чтобы сбежавшее масло не косалось пламени огня. Для того, чтобы это избежать необходимо котел наполнять до половины. Нагревание масла идёт очень быстро.
Когда из масла выйдет вся вода оно будет кипеть более спокойней, постепенно темнеть и густеть. Затем при дальнейшем нагревании масло начнёт разлагаться на газы. Сначала пузырьки появляются у стенок котла. Затем масло вспучивается, распространяя неприятный запах. В это время необходимо внимательно следить за маслом для предупреждения образование больших пузырей газа, которые могут выкинуть масло из котла.
Если нельзя быстро уменьшить огнь, то нужно наливать масла меньше, а часть его держать на готове, чтобы добавлением холодного масла производить охлаждение слишком сильно кипящего масла в котле. Необходимо регулировать нагревание масла так, чтобы масло кипело медленно и не выкипало из котла. Необходимо уваривать масло пока охлаждённая капля масла не будет растягиваться между пальцами в нити до 10 см в длину. Когда это произойдёт олифу охлаждают.
Для более быстрого высохания краски следует меньше уваривать олифу. Для художественной печати олифа уваривается гуще и поэтому такая краска стоит дороже.
При варке олифы для типографской краски допустимо добавление к ней некоторых веществ которые изменяют её свойства:
сосновая смола - сокращает время уваривания,
мыло - придаёт краске свойство легче смываться,
парижская синь - придаёт чёрной краске лучший оттенок.
Все эти примеси должны быть в абсолютном очищенном, сухом и измельчённом состоянии. Их необходимо добавлять когда начинается разложение масла и у стенок котла появляются мелкие пузырьки.
Для изготовления типографского лака необходимо взять на 50 частей масла - 0,5 части парижской сини, 5 частей мыла и 20 частей смолы.
Иногда дорогое льняное масло при варке типографского лака заменяют более дешёвыми продуктами:
1) конопляным маслом, причем продукт выходит не хуже, но имеет неприятный запах,
2) смоляное масло, которое в последнее время стали добывать в больших количествах путём перегонки дешёвых смол, причем получается довольно дешёвая типографская краска. 400 частей смолы, 100 частей мыла, 1000 частей смоляного масла, .
Изготовление чёрной типографской краски
Для изготовления чёрной типографской краски - типографский лак необходимо растиреть с сажей. Для хороших сортов краски необходимо взять хорошию и более дорогую сажу. При использовании сажи низкого качества краска получается не чёрная, а сероватая с рыжим оттенком.
Растирание сажи с лаком является самой трудоёмкой операцией при изготовлении типографской краски. Сажу необходимо равномерно перемешать с лаком. Это достигается длительным растиранием смеси.
Приводим еще три рецепта для изготовления дешёвого типографского лака.
Льняное масло Смоляное масло Смола Смоляное мыло Густой терпентин
140 240 210 5 5
110 240 210 5 5
90 240 210 5 5
Это дешёвые лаки для рпименения в полиграфии. Быстрое высыхание достигается использованием смоляного масла, а густота - добавкой густого терпентина. Для изготовления необходимо плавить смолу, куски мыла, затем доливают смоляного масла, терпентина и варят около 3-х часов помешивая, затем лаку дают отстояться.
Изготовление цветных типографских лаков
Для изготовления цветных типографских лаков необходимо получение тонкого порошка краски. Для этого нужно иметь мельницу для растирания красок. Необходимо использовать дисковую или вальцовую мельницу. Лучше использовать вальцовую мельницу так как получается более мелкий порошок. Краски необходимо использовать обыкновенные, а лак нужно изготовить из 1 части воды, 4 частей типографского лака, 4 частей глицерина, 16 частей керосина и 1 части едкого аммиака. Составные части необходимо размешать и дают постоять 2 часа и потом смешивают с типографским лаком.
Для изготовления золотой краски необходимо взять: 10 частей глицерина, 10 частей керосина, 4 части лака, 1 часть едкого аммиака на 1 часть воды.
Способ изготовления аналогичен.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев