Кибербуллинг — опасное явление, способное привести к самым плачевным последствиям. Как бороться с преследователями в Сети, чем руководствуются злоумышленники и как довести дело до суда, если сетевой злодей не дает жить — в новом материале iReactor.
Кибербуллинг, более известный как интернет-травля или кибертравля, чаще всего несет в себе намеренные оскорбления, угрозы и даже попытки шантажа в адрес конкретного человека в течение продолжительного периода времени. В последние годы проблема стала особенно актуальна: нередки ситуации, когда жертва такой травли буквально перестает радоваться жизни, а порой буллер и вовсе способен довести ее до крайности.
Редакция iReactor расскажет, как быть столкнувшимся с такой травлей, что за люди прячутся по ту сторону экрана, чего они хотят от своих жертв и как бороться с подобным преследованием.
"Сначала было смешно"
Корреспонденту нашего издания удалось лично пообщаться с жертвой кибертравли. Жительница Петербурга по имени Екатерина рассказала, что на протяжении длительного периода времени ее преследовал буллер, постоянно писавший ей "ВКонтакте" и даже угрожавший выследить в реальной жизни.
Мне тогда было примерно лет 17-18. Я уже и не помню, где он нашёл мою страничку ВК, просто в один день начал написывать ежедневно. Писал он одно и то же в основном — сначала спрашивал, как дела и так далее, предлагал встретиться. А потом уже какие-то гадости начались и оскорбления, грязные намеки, — рассказывает петербурженка.
Многие жертвы травли сначала не воспринимают нападки в свой адрес всерьез, считая, что рано или поздно это прекратится. Так было и с Екатериной, которая, однако, впоследствии поняла, что киберсталкер не намерен забывать о своей жертве.
Сначала нам с подругой было смешно, мы ему всякую ерунду отвечали, а потом это стало надоедать. Он стал писать не только мне, но и моим знакомым. Я заблокировала его, но он не успокоился и создавал новые аккаунты: если заглянуть в чёрный список, там 8 его страниц. Это продолжалось полгода примерно, но потом спустя время он еще писал, я не отвечала. Это очень неприятно и противно, когда тебе пишет человек, которого ты не знаешь, а у него еще и внешность очень отталкивающая. Это вызывает только агрессию и непонимание, — рассказала свою историю Екатерина.
Психолог, кандидат медицинских наук Наталья Толстая прокомментировала рассказ героини. Она обратила внимание, что налицо поведение классического маньяка. Психолог заметила, что, как правило, таких психически нездоровых людей чем-то задевает внешность жертвы или особенности ее сетевого общения. ...
Кибербуллинг — опасное явление, способное привести к самым плачевным последствиям. Как бороться с преследователями в Сети, чем руководствуются злоумышленники и как довести дело до суда, если сетевой злодей не дает жить — в новом материале iReactor.
Толстая обратила внимание, что в ряде ситуаций приходится говорить про заказную травлю. На прием к психологам часто обращаются люди, которые подверглись травле за связь с кем-либо. Организаторы таких заказов, как правило, недовольные жены и обманутые мужья.
Пишут гадости чаще всего звездам, политикам, но девочке угрожает конкретный маньяк. Есть категория людей — "диванных хамов" — это психически неуравновешенные люди. Они умеют делать плохое, а хорошее не умеют.
Нужно понимать, что эти люди — ничего из себя не представляющие, обычные "диванные мыши". Встретив такого в городе, никогда не подумаешь, что он может быть "сетевым Д’Артаньяном". Он алгоритмично научился определенным действиям, — отметила Толстая.
Толстая дала советы людям, ставшим жертвами атак в Сети. По словам собеседницы iReactor лучшая защита от киберхамов — их полное игнорирование. Однако если дело зашло слишком далеко, следует подумать об обращении в компетентные органы.
Задача таких людей — вывести жертву из себя, заставить хамить, травить, привлекать к себе внимание любым образом. По этой причине единственное, что реально помогает — не вступать ни в какие формы контакта и не отвечать таким людям. Блокировать молча столько раз, сколько напишет. Поможет своевременная жалоба администрации сайта и блокировка человека. Есть и органы, что могут защитить. Мы для этого налоги и платим, —заметила Толстая.
Для чего это кибербуллеру?
Психолог объяснила, что получает сам кибербуллер. Вступив в переписку, девушки "завели" злоумышленника. Они дали ему карт-бланш на общение и он понял, что даже после агрессии те ответят.
Есть такие люди из разряда "плюнь в глаза — скажет, божья роса". Это чаще используется в чувственной любви. Человек получает сексуальное удовольствие от того, что выводит кого-то, ему нравится это. Он дернет девочку и ему нужно, чтобы его унижали, оскорбляли. Он прекрасно понимает, что своим вызывающим поведением заставляет девочек думать о нем. Этого вполне хватает для самоудовлетворения кибербуллера, — разъяснила Толстая. ...
Эксперт дает краткий психологический портрет буллера. По словам Толстой, речь в таких случаях идет в основном о типичных нарциссах, верящих в свою безнаказанность, или о страдающих депрессией — такие персонажи, как правило, отыгрываются за собственные неудачи на малознакомых людях в интернете.
Чаще всего цепляются к хорошеньким девочкам. Просто так маньяки не заводятся. Такие люди, что воюют в интернете, слизняки в жизни, которые очень боятся наказания. Угодить им невозможно. Это эгоисты — он проснулся, ему взбрендило, он пошел и написал. Это нарциссы или агрессивно-депрессивные люди, подробнее их можно понять уже после исследования, — заключила психолог.
Правовая позиция
Адвокат, бывший следователь по особо важным делам СК РФ Андрей Гривцов в беседе с корреспондентом iReacor обратил внимание на другой аспект борьбы с кибербуллингом — правовой. В частности, эксперт рассказал, как быть с законной точки зрения тем, кто подвергается интернет-травле.
На такую травлю действуют нормы очных уголовных законов России. Если человек не просто травит, а вторгается в личную жизнь, оскорбляет и клевещет, то в этом можно найти состав преступления и обратиться с заявлением о возбуждении дела, — заверил Гривцов.
Однако нередки случаи, когда просто блокировкой страниц преследователя или шантажом с его стороны дело не ограничивается. Интернет-травля может закончиться и более плачевно. Пожалуй, одним из наиболее нашумевших ее методов стали опасные игры в "Синего кита". Пару лет назад общественность потрясла история 26-летнего жителя Москвы Ильи Сидорова, который методично пытался довести 13-летнего ребенка до самоубийства через социальные сети. Мужчина тогда получил три года колонии-поселения за свое преступление.
По словам адвоката Гривцова, собрать доказательства подобного преступления в настоящий момент достаточно сложно. Основная проблема в расследовании подобных дел заключается в недостаточно широкой судебной практике. В любом случае, считает эксперт, борьбу прекращать нельзя, и здесь может помочь документирование всего и вся.
В ситуации с доказыванием по самоубийству будет сложно. Все дела, что я видел с самоубийством, заканчивались тем, что человек реально кончал жизнь суицидом. Если нет явных угроз и оскорблений, то будет сложно собирать улики. В любом случае нужно документировать все пласты и приобщать это к делу, не боясь заявить в полицию и рассказать всю правду, — заключил Гривцов.
Сейчас в России рассматривается вопрос о серьезном ужесточении наказания за кибербуллинг. Так, по данным «Известий», соответствующую инициативу на рассмотрение в Госдуму и Совфед уже направили представители Общественной палаты. Согласно составленному ими документу, угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью должны караться принудительными работами сроком до семи лет, а клевета — крупными денежными штрафами.
На сегодняшний день конкретно за травлю в Сети наказания не предусмотрено. Рассмотрением подобных дел занимается лишь Роскомнадзор, которые имеет право блокировать страницы, содержащие признаки травли и оскорблений....
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев