Маленькое село с большой историей (из истории села Гробово Балейского района).
Благословеннее края
Нет на целой земле.
Все, что сказали о рае -
Это о нашем селе.
В небе дорога горою
Мимо обвалов и круч.
Здесь обитают герои -
Каждый, как горы, могуч!
Речки серебрянокосой
Как ожерелье струи.
С этой земли светоносной
Строки взлетели мои.
Село Гробово - одно из старейших сел Забайкальского края. Расположено оно на правом берегу реки Талангуй, приток реки Унда. Находится в северо-восточной части Балейского района на расстоянии примерно 28 километров (по прямой) к северо-востоку от города Балея. До станции Приисковая - 55 км, до города Сретенска - 115 км. Село Гробово входит в состав сельского поселения «Нижнеильдиканское».
Село образовалось в 18 веке. Почему у села такое название никто не знает, но со слов старейших жителей, село получило название от первого поселенца по фамилии Гробов. Он самый первый возвел для своей семьи деревянный дом. Неоднократно жители села делали попытки переименовать названия села, но их старания не увенчались успехом.
Первые дома строились по берегу реки Талангуй справа, которые уже почти все исчезли. Своенравная река частенько в половодье разливалась, подмывала берега, в конце концов, поменяла русло и жители стали строить свои дома подальше от реки. С давних времен жители села делились на «низовских» и «верховских». Границей разделения служила небольшая речушка по названию Дровянушка, бравшая начало в пади Дровяная. Границей разделения был мост через нее. Низовские для «левобережных» по речушке считались «чужими». И наоборот... По этой причине между сторонами постоянно, особенно в праздничные дни, происходили раздоры, переходящие в драки.
В 1896 году в селе построили церковь во имя святых Кирика и Улиты, где крестили детей, венчались, отпевали усопших.
Относилось село к казачьей станице Ильдиканская и насчитывало до 180 крестьянских дворов.
Залпы «Авроры» 1917 года донеслись до самых отдаленных уголков России. Они послужили символом для революционных выступления беднейших слоев крестьянских масс. В числе поднявших руки на угнетателей были и гробовские большевики, которые сумели подготовить почти все взрослое население в ряды красных партизан. Еще до 1917 года в селе нелегально работала партийная группа, которая входила в подпольную Ундинскую парторганизацию большевиков. Ею руководил большевик Илья Васильевич Мартюшов.
Шел грозный 1919 год. Вся забайкальская земля пылала в огне гражданской войны. Семеновцы учиняли расправу над красными командирами, глумились и над теми жителями, которые были заподозрены в сочувствии партизанам. В этих исключительно трудных условиях гробовские большевики готовили кадры для вступления в ряды красных партизан.
Николай Черепанов, образованный и политически грамотный парень, сумел сплотить вокруг себя молодежь. Николай Медведков, Яков Кольцов, Константин Бобров, Никита Медведков, Григорий Мартюшев, Яков Матафонов стали членами марксистского кружка, который возглавлял учитель-революционер Андрей Иннокентьевич Блинников. Гробовская партийная организация при активной помощи молодежной группы сумела в своем селе подготовить для вступления в партизаны десятки человек. Ненависть белогвардейцев к революционному селу была велика, они всячески издевались над жителями, забирали скот, хлеб, фураж, угоняли стариков с обозами, разгоняли молодежные вечера, грозили расстрелом. Но, несмотря на угрозы, жители села Гробово помогали и сочувствовали партизанам, а семеновцев презирали и ненавидели, всячески укрывались от трудовой повинности. Ждали прихода партизан.
И долгожданный день настал. Небольшой партизанский отряд занял с. Гробово. Сколько было радости, когда над школой взвился красный флаг, где разместился штаб. Партизанский отряд простоял в селе два дня и ушел в село Казаково, где принял неравный бой с белыми. Смертью храбрых пали Иван Яковлевич Медведков и с ним партизан неизвестной фамилии.
В 1923 году жители села Гробово перенесли останки красных партизан в свое село. И поныне на центральной улице стоит памятник.
В 1925 году для охраны села в эти тревожные годы в с. Гробово была организована группа ЧОН (часть особого назначения). В состав ее вошли бывшие партизаны и комсомольцы села. Тогда в окрестностях реки Талангуй появились белогвардейская банда. Нужен был опытный разведчик-следопыт. Им стал красный партизан, житель села, Гавриил Иванович Медведков.
Гавриил Иванович со своей старой берданкой и с котомкой вышел в тайгу на розыск банды. В августе в вершине пади Глазкина на звериных логах и обнаружил бандитов. Сотрудники соответствующих органов и чоновцы разгромили их и захватили вместе с оружием. Но кулаки узнали, кто раскрыл местонахождение банды в тайге, они всячески старались убрать с дороги храброго разведчика Советской власти. В ночь на 17 ноября 1926 года на улице села Гробово Гавриил Иванович Медведков был злодейски убит.
Из воспоминаний Матафоновой Евдокии Андреевны:
В трудные 1927-1928 годы во время коллективизации, когда в деревне продолжалась классовая борьба с кулачеством, она с мужем Иннокентием Ивановичем первыми вступили в колхоз «Большевик». Ей, дочери бедняка, не пришлось учиться. Единственная ее школа – ее жизнь. С пятнадцати лет она батрачила у кулаков. Молодая Дуняша выполняла всякую работу: ходила за плугом, стояла у молотилки, вязала тяжелые снопы. А вечером с подругами пели задорные частушки.
В 1926 году была избрана первой делегаткой села Гробово. Она сразу же взялась за организацию женского отдела, в него вошли и стали делегатками крестьянки - Матафонова Ульяна Игнатьевна, Матафонова Дарья Илларионовна, Матафонова Ольга Петровна и др. Много ума и сердца вложила Евдокия Андреевна в организацию первых яслей в селе Гробово.
Из воспоминаний Мартюшовой Агафьи Алексеевны:
Она хорошо помнит тот день, когда в селе появился первый трактор «фордзом», которым управлял А.Г. Мартюшов, который впоследствии стал ее мужем. Это было весной 1929 года. С тех пор у девушки зародилась мечта стать трактористкой. Вскоре она закончила курсы трактористок и стала во главе женской тракторной бригады. Ее бригада была передовой не только в Балейском районе, но и в Забайкалье. За свою работу она поехала в г. Москву на сельскохозяйственную выставку, где была награждена золотой медалью. Почти четверть века проработала на тракторе простая русская женщина, завоевавшая своим трудом славу и признание земляков.
В 1929 в селе организовано три колхоза: «Новый путь», «Лазо», «Гиос».
По переписи 1930 года в селе было 130 дворов.
На 10 февраля 1930 года село входило в состав сельхозартели «Заря». В селе имелся сельский совет и 2 школы: одна школа 1-4 ступени, вторая - ликбез, изба-читальня.
1931 году в селе создается колхоз «Большевик», председателем которого становится Матафонов Иван Евлампович, которого впоследствии сменил Кольцов Кузьма Иванович.
Отличились наши земляки и на полях сражений в Великую Отечественную войну. Более 80 человек ушло на фронт, не вернулись более 40 человек. Много пришло инвалидами. Но вместе с женщинами и ребятишками стали налаживать мирную жизнь села.
В 1956 году колхозы «Большевик» в с. Гробово и «Заря» с. Алии соединили и стал колхоз «Большевик» - председатель Вологдин Яков Георгиевич. Все работы выполнялись на конях или в ручную.
В 1959 году - открыт памятник в селе на месте захоронения партизан, расстрелянных семеновскими бандами.
1961 год - организуется совхоз «Ильдиканский». В этот совхоз входили села Ильдикан, Алия, Гробово, Журавлево, села по реке Талангую - Ложниково и Гирюнино. Во второе отделение входили села Алия и Гробово. Работала животноводческая ферма, пять отар овец. Начиная с 1985 по 1995 год построено в селе 15 новых домов, гараж для сельскохозяйственной техники. В селе начинает свою работу пилорама, бесперебойно работает магазин.
В 1991 году в селе вместо старого медпункта открывается типовое здание фельдшерского пункта. Через год на базе детского сада открывается начальная школа.
Но после того, как жители села Гробово и окрестных сел добились высоких результатов в подъеме хозяйства, на голову свалилась перестройка. Жители так и не поняли, куда все это ушло. Почему не могли сохранить.
Люди соскучились по работе на земле. А работать они не разучились. Сейчас для себя разводят скот, косят сено. Надо только, чтобы жители почувствовали заботу о них, тогда они снова возродят свою былую удаль в труде, жизнелюбие и гордость за свою малую Родину.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3