Если сравнить «Урал-батыр» и скифскую генеалогическую легенду, записанную Геродотом, можно найти немало общего. Образы Урала и трех его сыновей несут ту же смысловую нагрузку, что и скиф Таргитай и трое его сыновей. Три брата в скифской легенде олицетворяют собой три космические сферы: Колаксай – солнца и неба, Липоксай – земли и гор, Арпоксай – воды и моря. У Урал-батыра три жены, также служащие олицетворением мира. Яик представляет подземное и водное пространство, Нугуш земное, а Идель небесное.
Помимо представления о мироздании, «Урал-батыр» также содержит общую со скифами религию митраизма. На это указывает сцена сражения главного героя с быком, характерным символом иранского доэллинистического язычества. В зороастризме, пришедшему на смену митраизму, уход за быком, наоборот, приветствовался как богоугодное дело. По мнению историка религии Мирчи Элиаде, в уважительном отношении зороастрийцев к быкам видно их почтение к занятию сельским хозяйством, в отличие от кочевников-митраистов. Кстати, «Урал-батыр» явно противоречит всем идеям зороастризма, описывая обряд выставления трупов, характерный для этой религии, как внушающий ужас и омерзение. Несмотря на это, современные башкиры переняли у
зороастрийцев исконный обряд захоронения умерших, которых хоть и хоронят в земле, но используют для этого подбойные могилы, чтобы тело покойника с землей не соприкасалось.
«Осевое время»В основе нравственности «Урал-батыра» лежит тройственный принцип: благая мысль, благое слово, благое действие. Один из персонажей, старик, выпивший из родника, дарующего бессмертие, говорит народу, что вечными являются только эти три вещи. Эта фраза соответствует так называемому «осевому времени», в которое появились основные мировые религии. В этот период миф уже воспринимается не как легенда о творении, произошедшем в незапамятные времена, а как полноценное историческое повествование. И многие элементы «Урал-батыра» прямо указывают на эпоху создания эпоса. Герой произведения – воин с мечом, который описан как железный и «двуручный», созданный для нанесения рубящего удара сверху. Такие мечи появились на Южном Урале вместе с индоиранскими кочевниками только в V-IV вв. до н э. Они прославились во многих сражениях, например, при столкновении Александра Македонского с войсками индийского раджи Пора в 326 году до н. э.
Нет комментариев