Созидаем личность.
- Я всегда своим детям говорю: делайте людям добро. Добро возвращается. Даже если человек с тобой не разговаривает, если вы с ним поругались, для меня закон – поздороваться. Хотя бы головой ему кивни – поздоровайся, и иди дальше. Никто не заставляет тебя с ним разговаривать, если не хочешь, но поздороваться обязательно нужно.
Я редко с кем ругаюсь, но иногда бывает, что повздорим с соседкой. Однажды, когда соседка нашумела на моих детей, мы немного повздорили. После этого дети говорят: «Мам, там вот она шла…». Я сразу спрашиваю: «Кто это она?! Не она, а тётя Света! И нечего вам влезать во взрослые дела, мы сами разберёмся. А идёте мимо, обязательно скажите: «Тётя Света, здравствуйте!».
Помню когда-то давно один из моих сыновей, которому тогда было лет 7-8, услышал, как соседка ругается матом на своего сына и сказал ей, что «материться нехорошо». Соседка прибежала ко мне и стала возмущаться, что такое малое дитя её учит. А ведь дети просто не слышат у нас в доме мата. Я всегда детям говорю, что рот, из которого исходит мат, воняет; что материться нельзя!
Сама я не пью, не курю, и деток тому же самому учу, говорю, что это, во-первых, вред здоровью, а, во-вторых, впустую потраченные деньги: сначала надо будет у кого-то просить, а потом, не дай Бог, идти воровать, лишь бы добыть себе на сигареты или алкоголь.
У нас после обеда и после ужина дети всегда получают что-то сладкое. Тем, кто подумывает о курении я обычно говорю: «Давай тогда, я всем буду раздавать после еды сладкое, а тебе вместо этого – сигарету, потому что нечестно получать и конфетку, и сигаретку». Но никто не соглашается на такой обмен и разговоры о курении прекращаются.
Я считаю, что в воспитании нужны и доброта, и строгость. Нельзя переусердствовать с добротой, иногда и кулаком по столу нужно стукнуть. Если всё разрешать, то дети на шею залезут. Необходим «кнут» и «пряник». Но «пряник» - это не значит, что нужно заласкать и во всём ублажить ребёнка, всего должно быть в меру.
Наказания нужны, но мера и способ наказания для каждого свои. Если я знаю, например, что один ребёнок очень любит возиться с телефоном, то я говорю, что пока он не сделает уроки - никакого телефона. С другим: получил двойку – три дня без планшета. Начинает уговаривать: «Мам, ну, я исправлю!», но я непреклонна: «Вот когда исправишь, тогда завтра же возьмёшь планшет, а если нет – три дня сиди без него».
Помню, однажды один из сыновей получил сразу несколько двоек. А я знала, что он до того любил смотреть телевизор, что готов был и спать под ним (гаджетов тогда ещё не было). Поэтому я в наказание лишила сына просмотра телевизора на целый день. Вот он, бедный, ходил, ходил, а потом подошёл ко мне и сказал: «Мам, ну, выпори ты меня!». А я и не поняла: «За что?», а сын в ответ: «Ну, можно я телевизор посмотрю, а? Лучше выпори меня!». Вот так: этому ребёнку лучше было, чтобы я его выпорола, чем лишила самого интересного.
И ещё очень важный момент: всех деток я обязательно крещу. Это ведь тоже культура – в самом широком смысле. Мало того – я становлюсь им крёстной мамой, так что всем своим приёмным деткам я по-настоящему мама. Помню, раньше, когда я ещё в школе училась, нас от Церкви отталкивали, прямо глаза нам закрывали, ругали за веру, наказывали. Я первую дочку родила в г. Новочеркасске, но крестила её тайком в г. Курганинске на Кубани, а сына наоборот – родила в г. Курганинске, но крестила в г. Новочеркасске – чтобы меньше людей об этом знали.
Все мои дети ходили в воскресную школу, хотя многие люди меня тогда спрашивали, зачем мне это нужно. Но я всегда отвечала, что плохому в воскресной школе точно не научат. Там все заповеди растолкуют и научат только добру.
Комментарии 1