Травянистое дикорастущее и садовое растение с цветками разнообразной окраски. Многие виды и сорта выращиваются на срезку как декоративные садовые растения. Регистрацией сортов гвоздики занимается Королевское садоводческое общество. Родовое латинское название Dianthus происходит от греч. Δῖος — родительный падеж от Ζεύς — Зевс, и ἄνθος — «цветок»: цветок Зевса; дал К. Линней по красивым цветкам.
Многолетние травы и полукустарнички с линейными или линейно-ланцетовидными листьями. Цветки одиночные или по 2—3 на концах веточек. Чашечка цилиндрическая или цилиндрически-коническая, с многочисленными продольными жилками и 1—5 парами чешуевидных, черепитчато налегающих прицветников. Лепестков пять, с длинными ноготками и зубчатым, бахромчато рассечённым, изредка цельным отгибом. 10 тычинок, 2 столбика. Плод — цилиндрическая коробочка, сидячая или на коротком карпофоре, одногнёздная, раскрывается четырьмя зубцами. Семена многочисленные, уплощённые, овальные, чёрные, мелко-тупобугорчатые. Большинство видов легко гибридизируют между собой. Светолюбивы, засухоустойчивы, в большинстве зимостойки. 300—350 видов в Европе, Азии, Африке, и отчасти в Северной Америке. Наиболее богато род представлен в Средиземноморье, откуда они разошлись до Гималаев и Японии, в Абиссинию и Капскую Землю. Многие виды введены в культуру как декоративные растения, иногда натурализуются. Используются для срезки, посадки на клумбах, каменистых горках. В оранжереях и теплицах для срезки выращивают гвоздику ремонтантную оранжерейную, которую часто называют голландской. Некоторые виды гвоздик культивируются как летники и зацветают в год посева, а другие — как двулетники, то есть в год посева развивают только розеточные листья и цветут на второй год. В декоративном садоводстве в настоящее время используются многочисленные гибриды. Этот огромный род содержит так много разнообразных форм, что далеко не все современные систематики согласны в числе его видов; при таком разнообразии и трудности различения видовых признаков крайне затруднительно обозначить точно или приблизительно число видов. Размножают чаще семенами, реже отводками (турецкая гвоздика). В изобразительном искусстве гвоздика, особенно красного цвета, является символом обручения. Популярно её изображение во фламандской портретной живописи XV—XVI веков, где это использование, вероятно, происходит от фламандского свадебного обряда. В религиозной живописи красные гвоздики символизируют кровь, Страсти Христовы (Распятие), или чистую любовь Девы Марии. Так, в этом смысле цветок фигурирует в картине «Мадонна с гвоздикой» кисти Леонардо да Винчи, намекая на то, что в будущем этого Младенца ждет Распятие. Существовала легенда, что там, где слезы Мадонны упали на подножие Голгофского креста, выросли гвоздички — таким образом, ставшие символом материнской любви и при этом Распятия. В своей монографии, посвященной месту цветка в культуре, исследователь Твигс Вэй пишет, что в этом смысле, как символ любви Марии, гвоздики появлялись на Западе в церквях на пасху, иногда помещенные под её изображениями. Отголоски этого обычая заметны в американском Дне Матери — празднике с активным использованием атрибутики гвоздики. Отсылка в названии к слову «гвоздь» встречается не только в русском языке, будучи также связанным с Распятием; в других европейских языках чаще встречается слово carnation, предположительно связываемое с Инкарнацией (Боговоплощением). В североевропейских церквях гвоздики были атрибутом праздника Пятидесятница — пятидесятого дня после Распятия. Символом брака, как считает исследователь, гвоздика стала через Деву Марию, Невесту Христову. Большое значение гвоздика имеет для исламского (персидского, османского и т. п.) искусства, где она является одним из важнейших орнаментальных мотивов. В восточном искусстве она встречается намного ранее: ведь именно с востока этот цветок проник в Европу в период Средних веков. В исламском раю четыре главных цветка: гвоздика (karanfil), роза, гиацинт и тюльпан. Гвоздика (красная, розовая или белая) является украшением нарядов оксфордских студентов, идущих на выпускной экзамен. Знаменитым стал выбор Оскаром Уайльдом гвоздики как фирменной бутоньерки.
В новое время красная гвоздика была символом французских роялистов, затем в немецкоязычных странах — социалистических демократов (в особенности на Первомай), в то время, как белая гвоздика была символом христианских социалистов. Ассоциация красной гвоздики с социализмом позже распространилась на остальную Европу. Красная гвоздика приобрела популярный статус как символ Первомая на землях Габсбургов и в Италии примерно с 1900 года, когда её символизм был специально объяснен в брошюре из Флоренции, однако к Первой мировой войне она уступает розам.
Нет комментариев