О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!
Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня заблуждающагося; Имя Тебе-Сила: укрепи меня изнемогающаго и падающаго; Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями; Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня».
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн; силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави; светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые
...Ещё
О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!
Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня заблуждающагося; Имя Тебе-Сила: укрепи меня изнемогающаго и падающаго; Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями; Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня».
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн; силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави; светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари; умири, чудотворче и провидче преизряднеишии, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прелыщенныя обрати и совокупи Святей Соборной и Апостольской Церкви; Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне! Приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца были священники на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его: однажды ночью, когда Иоанн молился особенно горячо, Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». С тех пор он стал делать большие успехи в учении. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью к
...Ещё
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца были священники на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его: однажды ночью, когда Иоанн молился особенно горячо, Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». С тех пор он стал делать большие успехи в учении. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Женился на дочери протоиерея Константина Несвицкого, Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта.
В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 5-10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавая беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы, и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым».
Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призвал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую».
Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. Он говорил: «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.
По молитвам отца Иоанна стали происходить чудотворения; слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге, их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, проходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор, вмещающий 7 тысяч, всегда был переполнен. Такого влияния на
...Ещё
Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. Он говорил: «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.
По молитвам отца Иоанна стали происходить чудотворения; слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге, их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, проходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор, вмещающий 7 тысяч, всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Святитель Феофан Затворник (†1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».
Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в 1900 году Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге.
Прославлен Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в 1990 году Поместным Собором Русской Православной Церкви. Память празднуется 20 декабря (2 января нов. ст.), в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербуржских святых и 19 ноября (1 декабря нов. ст.) в Соборе святых Эстонской земли. Память Святого Праведного Иоанна Кронштадтского совершается также в день его рождения и тезоименитства 19 октября (1 ноября нов. ст.) и в день прославления в лике святых 1 июня (14 июня нов. ст.).
15 ИЮНЯ. Свят Никифора исп. патриарха Константинопольского(828), Вмч. Иоанна Нового, Сочавского, вмч. Иоанна Нового Сочавского.Обретение мощей мц. павед. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской, свмч. Пофина, еп Лионского и с ним пострадавших 177, мц. Бландины, и мч. Понтика Лионских. Киево-Братской иконе Божией Матери.
Патриа́рх Ники́фор (греч. Πατριάρχης Νικηφόρος; ок. 758—828) — патриарх Константинопольский (806—815). Почитается как святой в лике святителей. Память в Православной церкви совершается 2 (15) июня и 13 (26) марта (перенесение мощей), в Католической церкви — 13 марта.
Никифор родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора. Позднее он удалился в Мидикийский монастырь, но постриг принял не сразу, а позднее, когда в 806 году после смерти патриарха Тарасия был возведён на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828
...Ещё
Патриа́рх Ники́фор (греч. Πατριάρχης Νικηφόρος; ок. 758—828) — патриарх Константинопольский (806—815). Почитается как святой в лике святителей. Память в Православной церкви совершается 2 (15) июня и 13 (26) марта (перенесение мощей), в Католической церкви — 13 марта.
Никифор родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора. Позднее он удалился в Мидикийский монастырь, но постриг принял не сразу, а позднее, когда в 806 году после смерти патриарха Тарасия был возведён на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828 году.
В 847 году были обретены мощи патриарха Никифора, которые, по преданию, оказались нетленными. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме Святой Софии, а затем перенесли в храм Святых Апостолов. В настоящее время рука святителя хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.
О происхождении Иулиании ничего не известно. В XIX веке была создана легенда о том, что Иулиания родилась в Торжке, была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого новоторжцами из-за его преданности великому князю Василию I. Из летописей известно о расправе жителей Торжка над сторонником Московского великого князя новоторжцем Максимом на Пасху в 1393 году: «Убиша новоторжьци доброхота великого князя новоторжьца Максима на Велик день». Убитый Максим назван боярином только в поздней Никоновской летописи. Фактов, подтверждающих то, что он имел отца по имени Даниил, нет, но в отцы ему могли приписать, в частности, Данилу Кузмина, упоминающегося в летописях под 1358 годом. Впервые имена и фамилия вымышленных родителей Иулиании — боярина Максима Даниловича и Марии Никитичны появились в работе протоиерея В. Ф. Владиславлева, фамилия (в XV веке фамилий не было), очевидно, образована автором от имени первого новгородского посадника Гостомысла. «Новоторжск
...Ещё
О происхождении Иулиании ничего не известно. В XIX веке была создана легенда о том, что Иулиания родилась в Торжке, была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого новоторжцами из-за его преданности великому князю Василию I. Из летописей известно о расправе жителей Торжка над сторонником Московского великого князя новоторжцем Максимом на Пасху в 1393 году: «Убиша новоторжьци доброхота великого князя новоторжьца Максима на Велик день». Убитый Максим назван боярином только в поздней Никоновской летописи. Фактов, подтверждающих то, что он имел отца по имени Даниил, нет, но в отцы ему могли приписать, в частности, Данилу Кузмина, упоминающегося в летописях под 1358 годом. Впервые имена и фамилия вымышленных родителей Иулиании — боярина Максима Даниловича и Марии Никитичны появились в работе протоиерея В. Ф. Владиславлева, фамилия (в XV веке фамилий не было), очевидно, образована автором от имени первого новгородского посадника Гостомысла. «Новоторжская» биография Иулиании закрепилась в церковных изданиях XIX — начала XX века.
Иулиания была женой вяземского князя Симеона, по-видимому состоявшего на службе у смоленского князя Георгия Святославича. В 1404 году Литовский великий князь Витовт захватил Смоленск, взял в плен супругу Георгия Святославича, арестовал смоленских князей, казнил или изгнал из города бояр. Князь Георгий находился в это время в Москве, оттуда уехал в Великий Новгород. Осенью 1406 года или зимой 1406/07 года Василий I пожаловал бывшему смоленскому князю «в кормление» Торжок. По сообщению поздней Архангельской летописи, приведенному Н. М. Карамзиным, смоленский князь Георгий владел половиной Торжка, а другую половину города великий князь Василий I отдал вяземскому князю Симеону, что свидетельствовало о равном статусе князей.
В Торжке между князьями произошел конфликт. Георгий Святославич насильно привел к себе Иулианию, «хотя с нею жити». Сопротивлявшаяся княгиня ударила Георгия ножом, князь остался жив. В ответ бывший смоленский князь убил князя Симеона, а его супруге «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи». Так описана гибель князя Симеона и Иулиании в «Сказании о Юрии Святославиче», в агиографических переработках повести и в ряде летописей. В Сокращенном летописном своде 1493 года и Устюжской летописях сообщается, что князь Георгий сам убил обоих супругов; такая версия события была изложена Карамзиным. После преступления князь Георгий, «не могии трьпети срама, и горкаго безверемянья, и безчестия, и студа», бежал в Орду, надеясь на покровительство хана Шадибека. Шадибек был свергнут 20 июля 1407 года, и Георгий отправился обратно на Русь. Он остановился в Веневе во имя святителя Николы монастыре на южной окраине Рязанского княжества, где скончался после нескольких дней болезни.
Молитва благоверной княгине Иулиании Вяземской, Новоторжской О, блаже;нная госпоже;, пресла;вная Христо;ва му;ченице, Небе;сных А;нгелов сожи;тельнице, благове;рная княги;не Иулиани;е, до;бре за чистоту; подвиза;вшаяся, ея; же ра;ди и Боже;ственными дара;ми обогати;вшаяся, во вре;менней жи;зни лю;те от злоко;зненнаго врага; пострада;вшая, утеше;ние же неконча;емое от Христа; Бо;га получи;вшая, благи;ми де;лы и кро;тостию украси;вшаяся и кро;тких зе;млю насле;довавшая, благоче;стно в зако;не пожи;вшая и вельми; ны;не чудесы; просия;вшая! Ты, я;же чистоты; ра;ди твоея; серде;чныя, прия;ла в тя свет Свята;го Ду;ха и была; еси; всех благи;х дел сокро;вище на земле; и, сего; ра;ди благи;й коне;ц му;ченичества улучи;вши, неизрече;ннаго све;та сподо;блена еси; в ве;чных кро;вех Небе;снаго селе;ния. Ты, я;же со святы;ми собо;рами водворя;ешися и с му;ченик ли;ки весели;шися, помяни; и нас, доброде;тельное твое; житие;, и страда;ния твоя; му;ченическая похваля;ющих, и с ду...ЕщёМолитва благоверной княгине Иулиании Вяземской, Новоторжской О, блаже;нная госпоже;, пресла;вная Христо;ва му;ченице, Небе;сных А;нгелов сожи;тельнице, благове;рная княги;не Иулиани;е, до;бре за чистоту; подвиза;вшаяся, ея; же ра;ди и Боже;ственными дара;ми обогати;вшаяся, во вре;менней жи;зни лю;те от злоко;зненнаго врага; пострада;вшая, утеше;ние же неконча;емое от Христа; Бо;га получи;вшая, благи;ми де;лы и кро;тостию украси;вшаяся и кро;тких зе;млю насле;довавшая, благоче;стно в зако;не пожи;вшая и вельми; ны;не чудесы; просия;вшая! Ты, я;же чистоты; ра;ди твоея; серде;чныя, прия;ла в тя свет Свята;го Ду;ха и была; еси; всех благи;х дел сокро;вище на земле; и, сего; ра;ди благи;й коне;ц му;ченичества улучи;вши, неизрече;ннаго све;та сподо;блена еси; в ве;чных кро;вех Небе;снаго селе;ния. Ты, я;же со святы;ми собо;рами водворя;ешися и с му;ченик ли;ки весели;шися, помяни; и нас, доброде;тельное твое; житие;, и страда;ния твоя; му;ченическая похваля;ющих, и с духо;вною ра;достию почита;ющих твою; па;мять. При;зри на ны, волна;ми жите;йскими обурева;емыя, да твои;ми моли;твами, до;бре пожи;вше, диа;вольских избежи;м сете;й и с тобо;ю ве;чных благ сподо;блены бу;дем. О, всеблаже;нная страстоте;рпице, всех Влады;це и Бо;гу блага;я и ве;рная рабо; яви;вшаяся! Днесь со;браннии в хра;ме твое;м, к моще;м твои;м припа;дающе, умиле;нно вопие;м и мо;лим тя: моли; с на;ми и о нас умоля;емого от Своего; благоутро;бия Бо;га, да ми;лостивно услы;шит нас, прося;щих Его; благосты;ню, и пода;ст нам вся, я;же ко спасе;нию и житию; ну;жная проше;ния, и всем, на вся;ком ме;сте, во вся;кой ско;рби и обстоя;нии тре;бующим Его; человеколю;бия и по;мощи, вели;кую Свою; ми;лость. Да благода;тию Бо;жиею и твои;м те;плым хода;тайством здра;ви всегда; душе;ю и те;лом пребыва;юще, сла;вим ди;вного во святы;х Свои;х Бо;га Изра;илева, не удаля;ющаго по;мощи Своея; от нас, всегда;, ны;не и при;сно и во ве;ки веко;в. Ами;нь.
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого в
...ЕщёИстория
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.
В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богоро
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м. Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая. Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го
...ЕщёМолитвы
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м. Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая. Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́. Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви. Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго. Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Согласно Житию, после смерти отца Ивана IV Димитрий с матерью царицей Марией Федоровной был удален в Углич, получив его в княжение. В действительности причиной этому стало нарастающее опасение властей, что вокруг царевича Димитрия сплотятся все недовольные правлением Феодора I Иоанновича. По мнению исследователей, реальная власть в Угличе сосредоточивалась в руках дьяка Михаила Битяговского, впоследствии главного подозреваемого в убийстве царевича. После смерти Ивана IV престол наследовал Феодор Иоаннович. Фактическим правителем стал его шурин Борис Годунов. Димитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Недоброжелатели пытались отравить царевича, но попытка не увенчалась успехом. 28 мая 1591 года отрок гулял с кормилицей во дворе, играл с другими детьми «в тычку» или «в свайку». Правила игры не изменились до настоящего времени. Суть и
...ЕщёЖитие святого благоверного царевича Димитрия
Согласно Житию, после смерти отца Ивана IV Димитрий с матерью царицей Марией Федоровной был удален в Углич, получив его в княжение. В действительности причиной этому стало нарастающее опасение властей, что вокруг царевича Димитрия сплотятся все недовольные правлением Феодора I Иоанновича. По мнению исследователей, реальная власть в Угличе сосредоточивалась в руках дьяка Михаила Битяговского, впоследствии главного подозреваемого в убийстве царевича. После смерти Ивана IV престол наследовал Феодор Иоаннович. Фактическим правителем стал его шурин Борис Годунов. Димитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Недоброжелатели пытались отравить царевича, но попытка не увенчалась успехом. 28 мая 1591 года отрок гулял с кормилицей во дворе, играл с другими детьми «в тычку» или «в свайку». Правила игры не изменились до настоящего времени. Суть игры состоит в попадании свайкой — заостренным железным стержнем в кольцо, лежащее на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых, так и среди детей. В материалах следственного дела о гибели царевича, говорится, что у отрока начался эпилептический припадок, а во время судорог он случайно заколол себя «сваей» в горло. В Житии благоверного царевича говорится о жестоком убийстве наследника, подосланными убийцами — Осипом Волоховым, Данилой Битяговский и Никитой Качаловым, которые зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, в храме в честь Преображения Господня.
Вопрос о гибели святого благоверного царевича Димитрия
В течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.
Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который
...ЕщёВопрос о гибели святого благоверного царевича Димитрия
В течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.
Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который был фактически претендентом на трон. Высказывается предположение и о спасении царевича — догадавшись, что Борис Годунов замышляет убить царевича, Мария Нагая подменила сына другим мальчиком, одного возраста с царевичем и очень похожим на него. Посланные Борисом убийцы, не подозревавшие о подмене, зарезали другого ребенка во время игры в «тычку». Убитого мальчика похоронили как царского сына, а царевич Димитрий жил и воспитывался в неизвестном месте. Среди историков точка в вопросе «Угличского дела» до сих пор не поставлена. Загадка конца XVI века так и остается неразгаданной.
В исторической науке (Соловьев С., Костомаров Н., Ключевский В.), в публицистике и в художественной литературе на протяжении многих лет не угасал интерес к угличской драме. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин постарался передать историю царя-убийцы Бориса Годунова. Также эта тема нашла продолжение в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». А Пушкинская трагедия легла в основу оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Угличское дело имело большие последствия для страны. Царь Феодор I Иоаннович оставался единственным законным наследником престола. Но физически и умственно был слаб, не оставил после себя наследников, что привело в дальнейшем к династическому кризису, ставшему точкой отсчета Смутного времени. Убийство царевича Димитрия привело к волне слухов, породило феномен так называемого «самозванничества», с которым мы впервые встречаемся в отечественной истории.
В 1606 году один за другим стали появляться самозванцы, сперва Лжедмитрий I в 1605-1606 гг., следом Лжедмитрий II в 1607-1610 гг., которые выдавали себя за спасшегося сына Ивана IV.
Правительство царя Василия Шуйского канонизировало невинно убитого царевича, тем самым перечеркнув выводы Следственной комиссии 1591 года о несчастном случае. После канонизации останки царевича Димитрия были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года, после захвата Москвы, рака Димитрия была вскрыта, а мощи из нее пропали. После изгнания захватчиков мощи были найдены и возвращены в Архангельский Собор.
В Житии царевича Димитрия перечислено более тридцати чудес исцеления около раки с его мощами. Исцеление Агафии, Марии, Акилины, Антониды, Ирины, Иоанна, Григория, Евдокии и многих других, просящих о помощи, которые получили исцеление от слеп
...ЕщёПочитание святого благоверного царевича Димитрия
В 1606 году один за другим стали появляться самозванцы, сперва Лжедмитрий I в 1605-1606 гг., следом Лжедмитрий II в 1607-1610 гг., которые выдавали себя за спасшегося сына Ивана IV.
Правительство царя Василия Шуйского канонизировало невинно убитого царевича, тем самым перечеркнув выводы Следственной комиссии 1591 года о несчастном случае. После канонизации останки царевича Димитрия были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года, после захвата Москвы, рака Димитрия была вскрыта, а мощи из нее пропали. После изгнания захватчиков мощи были найдены и возвращены в Архангельский Собор.
В Житии царевича Димитрия перечислено более тридцати чудес исцеления около раки с его мощами. Исцеление Агафии, Марии, Акилины, Антониды, Ирины, Иоанна, Григория, Евдокии и многих других, просящих о помощи, которые получили исцеление от слепоты, язвы, беснования и прочих недугов.
В Угличе, у одной из стен Палат угличских князей 28 мая 2015 года был открыт памятник царевичу Димитрию. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и живописец, настоятель храма Михаила Архангела отец Рафаил. Высота памятника, отлитого из бронзы, 3 метра, вес — более 1,5 тонн. На невысоком пьедестале слова: «Димитрию царевичу убиенному».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
!!!НУЖНА ПОМОЩЬ В РЕМОНТЕ ВИДЯЕВСКОГО ХРАМА!!!! Многие из вас помнят, как строился наш храм. Все знают, что он был построен и освящен на 40 день с той памятной и значимой для нас даты- 12 августа 2000 г. -...
Данный видеоряд дает представление о начальных этапах строительства храма в поморском селе Ура-Губа. Закладка первого камня и освящение фундамента владыкой Симоном, архиепископом Мурманским и Мо...
Комментарии 36
О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне
Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый
предстателю!
Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня заблуждающагося; Имя Тебе-Сила: укрепи меня изнемогающаго и падающаго; Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями; Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня».
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн; силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави; светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые
...ЕщёО, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне
Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый
предстателю!
Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня заблуждающагося; Имя Тебе-Сила: укрепи меня изнемогающаго и падающаго; Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями; Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня».
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн; силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави; светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари; умири, чудотворче и провидче преизряднеишии, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прелыщенныя обрати и совокупи Святей Соборной и Апостольской Церкви; Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне! Приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго
блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца были священники на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его: однажды ночью, когда Иоанн молился особенно горячо, Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». С тех пор он стал делать большие успехи в учении. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью к
...ЕщёСвятой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца были священники на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его: однажды ночью, когда Иоанн молился особенно горячо, Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». С тех пор он стал делать большие успехи в учении. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Женился на дочери протоиерея Константина Несвицкого, Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта.
В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 5-10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавая беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы, и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым».
Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призвал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую».
Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. Он говорил: «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.
По молитвам отца Иоанна стали происходить чудотворения; слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге, их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, проходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор, вмещающий 7 тысяч, всегда был переполнен. Такого влияния на
...ЕщёИстинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. Он говорил: «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан.
По молитвам отца Иоанна стали происходить чудотворения; слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге, их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, проходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор, вмещающий 7 тысяч, всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Святитель Феофан Затворник (†1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».
Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в 1900 году Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге.
Прославлен Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в 1990 году Поместным Собором Русской Православной Церкви. Память празднуется 20 декабря (2 января нов. ст.), в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербуржских святых и 19 ноября (1 декабря нов. ст.) в Соборе святых Эстонской земли. Память Святого Праведного Иоанна Кронштадтского совершается также в день его рождения и тезоименитства 19 октября (1 ноября нов. ст.) и в день прославления в лике святых 1 июня (14 июня нов. ст.).
Патриа́рх Ники́фор (греч. Πατριάρχης Νικηφόρος; ок. 758—828) — патриарх Константинопольский (806—815). Почитается как святой в лике святителей. Память в Православной церкви совершается 2 (15) июня и 13 (26) марта (перенесение мощей), в Католической церкви — 13 марта.
Никифор родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора. Позднее он удалился в Мидикийский монастырь, но постриг принял не сразу, а позднее, когда в 806 году после смерти патриарха Тарасия был возведён на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828
...ЕщёПатриа́рх Ники́фор (греч. Πατριάρχης Νικηφόρος; ок. 758—828) — патриарх Константинопольский (806—815). Почитается как святой в лике святителей. Память в Православной церкви совершается 2 (15) июня и 13 (26) марта (перенесение мощей), в Католической церкви — 13 марта.
Никифор родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора. Позднее он удалился в Мидикийский монастырь, но постриг принял не сразу, а позднее, когда в 806 году после смерти патриарха Тарасия был возведён на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828 году.
В 847 году были обретены мощи патриарха Никифора, которые, по преданию, оказались нетленными. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме Святой Софии, а затем перенесли в храм Святых Апостолов. В настоящее время рука святителя хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.
Тропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля / яви́ тя ста́ду твоему́, / Я́же веще́й И́стина: / сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / о́тче Ники́форе, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4:
И́же перворо́днаго Ца́рства оте́ц, / правове́рныя слу́жбы и́стинный па́стырь бысть, преподо́бне, / Царя́ гра́да, Це́ркви всех ма́тере яви́ся свети́льник, Ники́форе, / моли́ Христа́ Бо́га, // да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4:
Побе́ды вене́ц с Небесе́, о Ники́форе пресла́вне, я́ко прие́м от Бо́га, / спаса́й ве́рою почита́ющия тя, // я́ко священнонача́льника Христо́ва и учи́теля.
Ин кондак на перенесение мощей, глас 1:
<s sf
...ЕщёТропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля / яви́ тя ста́ду твоему́, / Я́же веще́й И́стина: / сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / о́тче Ники́форе, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4:
И́же перворо́днаго Ца́рства оте́ц, / правове́рныя слу́жбы и́стинный па́стырь бысть, преподо́бне, / Царя́ гра́да, Це́ркви всех ма́тере яви́ся свети́льник, Ники́форе, / моли́ Христа́ Бо́га, // да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4:
Побе́ды вене́ц с Небесе́, о Ники́форе пресла́вне, я́ко прие́м от Бо́га, / спаса́й ве́рою почита́ющия тя, // я́ко священнонача́льника Христо́ва и учи́теля.
Ин кондак на перенесение мощей, глас 1:
Лик патриа́ршеский святу́ю твою́ па́мять/ хвала́ми и пе́сньми, Ники́форе, че́ствует,/ в преложе́нии бо прия́т ду́шу твою́, сла́вне./ Тем днесь честна́я Це́рковь, велича́ющи Христа́ Царя́,// сла́вит Еди́наго Человеколю́бца.
О происхождении Иулиании ничего не известно. В XIX веке была создана легенда о том, что Иулиания родилась в Торжке, была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого новоторжцами из-за его преданности великому князю Василию I. Из летописей известно о расправе жителей Торжка над сторонником Московского великого князя новоторжцем Максимом на Пасху в 1393 году: «Убиша новоторжьци доброхота великого князя новоторжьца Максима на Велик день». Убитый Максим назван боярином только в поздней Никоновской летописи. Фактов, подтверждающих то, что он имел отца по имени Даниил, нет, но в отцы ему могли приписать, в частности, Данилу Кузмина, упоминающегося в летописях под 1358 годом. Впервые имена и фамилия вымышленных родителей Иулиании — боярина Максима Даниловича и Марии Никитичны появились в работе протоиерея В. Ф. Владиславлева, фамилия (в XV веке фамилий не было), очевидно, образована автором от имени первого новгородского посадника Гостомысла. «Новоторжск
...ЕщёО происхождении Иулиании ничего не известно. В XIX веке была создана легенда о том, что Иулиания родилась в Торжке, была дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого новоторжцами из-за его преданности великому князю Василию I. Из летописей известно о расправе жителей Торжка над сторонником Московского великого князя новоторжцем Максимом на Пасху в 1393 году: «Убиша новоторжьци доброхота великого князя новоторжьца Максима на Велик день». Убитый Максим назван боярином только в поздней Никоновской летописи. Фактов, подтверждающих то, что он имел отца по имени Даниил, нет, но в отцы ему могли приписать, в частности, Данилу Кузмина, упоминающегося в летописях под 1358 годом. Впервые имена и фамилия вымышленных родителей Иулиании — боярина Максима Даниловича и Марии Никитичны появились в работе протоиерея В. Ф. Владиславлева, фамилия (в XV веке фамилий не было), очевидно, образована автором от имени первого новгородского посадника Гостомысла. «Новоторжская» биография Иулиании закрепилась в церковных изданиях XIX — начала XX века.
Иулиания была женой вяземского князя Симеона, по-видимому состоявшего на службе у смоленского князя Георгия Святославича. В 1404 году Литовский великий князь Витовт захватил Смоленск, взял в плен супругу Георгия Святославича, арестовал смоленских князей, казнил или изгнал из города бояр. Князь Георгий находился в это время в Москве, оттуда уехал в Великий Новгород. Осенью 1406 года или зимой 1406/07 года Василий I пожаловал бывшему смоленскому князю «в кормление» Торжок. По сообщению поздней Архангельской летописи, приведенному Н. М. Карамзиным, смоленский князь Георгий владел половиной Торжка, а другую половину города великий князь Василий I отдал вяземскому князю Симеону, что свидетельствовало о равном статусе князей.
В Торжке между князьями произошел конфликт. Георгий Святославич насильно привел к себе Иулианию, «хотя с нею жити». Сопротивлявшаяся княгиня ударила Георгия ножом, князь остался жив. В ответ бывший смоленский князь убил князя Симеона, а его супруге «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи». Так описана гибель князя Симеона и Иулиании в «Сказании о Юрии Святославиче», в агиографических переработках повести и в ряде летописей. В Сокращенном летописном своде 1493 года и Устюжской летописях сообщается, что князь Георгий сам убил обоих супругов; такая версия события была изложена Карамзиным. После преступления князь Георгий, «не могии трьпети срама, и горкаго безверемянья, и безчестия, и студа», бежал в Орду, надеясь на покровительство хана Шадибека. Шадибек был свергнут 20 июля 1407 года, и Георгий отправился обратно на Русь. Он остановился в Веневе во имя святителя Николы монастыре на южной окраине Рязанского княжества, где скончался после нескольких дней болезни.
О, блаже;нная госпоже;, пресла;вная Христо;ва му;ченице, Небе;сных А;нгелов сожи;тельнице, благове;рная княги;не Иулиани;е, до;бре за чистоту; подвиза;вшаяся, ея; же ра;ди и Боже;ственными дара;ми обогати;вшаяся, во вре;менней жи;зни лю;те от злоко;зненнаго врага; пострада;вшая, утеше;ние же неконча;емое от Христа; Бо;га получи;вшая, благи;ми де;лы и кро;тостию украси;вшаяся и кро;тких зе;млю насле;довавшая, благоче;стно в зако;не пожи;вшая и вельми; ны;не чудесы; просия;вшая! Ты, я;же чистоты; ра;ди твоея; серде;чныя, прия;ла в тя свет Свята;го Ду;ха и была; еси; всех благи;х дел сокро;вище на земле; и, сего; ра;ди благи;й коне;ц му;ченичества улучи;вши, неизрече;ннаго све;та сподо;блена еси; в ве;чных кро;вех Небе;снаго селе;ния. Ты, я;же со святы;ми собо;рами водворя;ешися и с му;ченик ли;ки весели;шися, помяни; и нас, доброде;тельное твое; житие;, и страда;ния твоя; му;ченическая похваля;ющих, и с ду...ЕщёМолитва благоверной княгине Иулиании Вяземской, Новоторжской
О, блаже;нная госпоже;, пресла;вная Христо;ва му;ченице, Небе;сных А;нгелов сожи;тельнице, благове;рная княги;не Иулиани;е, до;бре за чистоту; подвиза;вшаяся, ея; же ра;ди и Боже;ственными дара;ми обогати;вшаяся, во вре;менней жи;зни лю;те от злоко;зненнаго врага; пострада;вшая, утеше;ние же неконча;емое от Христа; Бо;га получи;вшая, благи;ми де;лы и кро;тостию украси;вшаяся и кро;тких зе;млю насле;довавшая, благоче;стно в зако;не пожи;вшая и вельми; ны;не чудесы; просия;вшая! Ты, я;же чистоты; ра;ди твоея; серде;чныя, прия;ла в тя свет Свята;го Ду;ха и была; еси; всех благи;х дел сокро;вище на земле; и, сего; ра;ди благи;й коне;ц му;ченичества улучи;вши, неизрече;ннаго све;та сподо;блена еси; в ве;чных кро;вех Небе;снаго селе;ния. Ты, я;же со святы;ми собо;рами водворя;ешися и с му;ченик ли;ки весели;шися, помяни; и нас, доброде;тельное твое; житие;, и страда;ния твоя; му;ченическая похваля;ющих, и с духо;вною ра;достию почита;ющих твою; па;мять. При;зри на ны, волна;ми жите;йскими обурева;емыя, да твои;ми моли;твами, до;бре пожи;вше, диа;вольских избежи;м сете;й и с тобо;ю ве;чных благ сподо;блены бу;дем. О, всеблаже;нная страстоте;рпице, всех Влады;це и Бо;гу блага;я и ве;рная рабо; яви;вшаяся! Днесь со;браннии в хра;ме твое;м, к моще;м твои;м припа;дающе, умиле;нно вопие;м и мо;лим тя: моли; с на;ми и о нас умоля;емого от Своего; благоутро;бия Бо;га, да ми;лостивно услы;шит нас, прося;щих Его; благосты;ню, и пода;ст нам вся, я;же ко спасе;нию и житию; ну;жная проше;ния, и всем, на вся;ком ме;сте, во вся;кой ско;рби и обстоя;нии тре;бующим Его; человеколю;бия и по;мощи, вели;кую Свою; ми;лость. Да благода;тию Бо;жиею и твои;м те;плым хода;тайством здра;ви всегда; душе;ю и те;лом пребыва;юще, сла;вим ди;вного во святы;х Свои;х Бо;га Изра;илева, не удаля;ющаго по;мощи Своея; от нас, всегда;, ны;не и при;сно и во ве;ки веко;в. Ами;нь.
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого в
...ЕщёИсторияЧудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.
В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богоро
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
...ЕщёМолитвыДа возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского в Москву
Согласно Житию, после смерти отца Ивана IV Димитрий с матерью царицей Марией Федоровной был удален в Углич, получив его в княжение. В действительности причиной этому стало нарастающее опасение властей, что вокруг царевича Димитрия сплотятся все недовольные правлением Феодора I Иоанновича. По мнению исследователей, реальная власть в Угличе сосредоточивалась в руках дьяка Михаила Битяговского, впоследствии главного подозреваемого в убийстве царевича. После смерти Ивана IV престол наследовал Феодор Иоаннович. Фактическим правителем стал его шурин Борис Годунов. Димитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Недоброжелатели пытались отравить царевича, но попытка не увенчалась успехом. 28 мая 1591 года отрок гулял с кормилицей во дворе, играл с другими детьми «в тычку» или «в свайку». Правила игры не изменились до настоящего времени. Суть и
...ЕщёЖитие святого благоверного царевича ДимитрияСогласно Житию, после смерти отца Ивана IV Димитрий с матерью царицей Марией Федоровной был удален в Углич, получив его в княжение. В действительности причиной этому стало нарастающее опасение властей, что вокруг царевича Димитрия сплотятся все недовольные правлением Феодора I Иоанновича. По мнению исследователей, реальная власть в Угличе сосредоточивалась в руках дьяка Михаила Битяговского, впоследствии главного подозреваемого в убийстве царевича. После смерти Ивана IV престол наследовал Феодор Иоаннович. Фактическим правителем стал его шурин Борис Годунов. Димитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Недоброжелатели пытались отравить царевича, но попытка не увенчалась успехом. 28 мая 1591 года отрок гулял с кормилицей во дворе, играл с другими детьми «в тычку» или «в свайку». Правила игры не изменились до настоящего времени. Суть игры состоит в попадании свайкой — заостренным железным стержнем в кольцо, лежащее на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых, так и среди детей. В материалах следственного дела о гибели царевича, говорится, что у отрока начался эпилептический припадок, а во время судорог он случайно заколол себя «сваей» в горло. В Житии благоверного царевича говорится о жестоком убийстве наследника, подосланными убийцами — Осипом Волоховым, Данилой Битяговский и Никитой Качаловым, которые зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, в храме в честь Преображения Господня.
В течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.
Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который
...ЕщёВопрос о гибели святого благоверного царевича ДимитрияВ течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.
Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который был фактически претендентом на трон. Высказывается предположение и о спасении царевича — догадавшись, что Борис Годунов замышляет убить царевича, Мария Нагая подменила сына другим мальчиком, одного возраста с царевичем и очень похожим на него. Посланные Борисом убийцы, не подозревавшие о подмене, зарезали другого ребенка во время игры в «тычку». Убитого мальчика похоронили как царского сына, а царевич Димитрий жил и воспитывался в неизвестном месте. Среди историков точка в вопросе «Угличского дела» до сих пор не поставлена. Загадка конца XVI века так и остается неразгаданной.
В исторической науке (Соловьев С., Костомаров Н., Ключевский В.), в публицистике и в художественной литературе на протяжении многих лет не угасал интерес к угличской драме. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин постарался передать историю царя-убийцы Бориса Годунова. Также эта тема нашла продолжение в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». А Пушкинская трагедия легла в основу оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Угличское дело имело большие последствия для страны. Царь Феодор I Иоаннович оставался единственным законным наследником престола. Но физически и умственно был слаб, не оставил после себя наследников, что привело в дальнейшем к династическому кризису, ставшему точкой отсчета Смутного времени. Убийство царевича Димитрия привело к волне слухов, породило феномен так называемого «самозванничества», с которым мы впервые встречаемся в отечественной истории.
В 1606 году один за другим стали появляться самозванцы, сперва Лжедмитрий I в 1605-1606 гг., следом Лжедмитрий II в 1607-1610 гг., которые выдавали себя за спасшегося сына Ивана IV.
Правительство царя Василия Шуйского канонизировало невинно убитого царевича, тем самым перечеркнув выводы Следственной комиссии 1591 года о несчастном случае. После канонизации останки царевича Димитрия были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года, после захвата Москвы, рака Димитрия была вскрыта, а мощи из нее пропали. После изгнания захватчиков мощи были найдены и возвращены в Архангельский Собор.
В Житии царевича Димитрия перечислено более тридцати чудес исцеления около раки с его мощами. Исцеление Агафии, Марии, Акилины, Антониды, Ирины, Иоанна, Григория, Евдокии и многих других, просящих о помощи, которые получили исцеление от слеп
...ЕщёПочитание святого благоверного царевича ДимитрияВ 1606 году один за другим стали появляться самозванцы, сперва Лжедмитрий I в 1605-1606 гг., следом Лжедмитрий II в 1607-1610 гг., которые выдавали себя за спасшегося сына Ивана IV.
Правительство царя Василия Шуйского канонизировало невинно убитого царевича, тем самым перечеркнув выводы Следственной комиссии 1591 года о несчастном случае. После канонизации останки царевича Димитрия были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года, после захвата Москвы, рака Димитрия была вскрыта, а мощи из нее пропали. После изгнания захватчиков мощи были найдены и возвращены в Архангельский Собор.
В Житии царевича Димитрия перечислено более тридцати чудес исцеления около раки с его мощами. Исцеление Агафии, Марии, Акилины, Антониды, Ирины, Иоанна, Григория, Евдокии и многих других, просящих о помощи, которые получили исцеление от слепоты, язвы, беснования и прочих недугов.
В Угличе, у одной из стен Палат угличских князей 28 мая 2015 года был открыт памятник царевичу Димитрию. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и живописец, настоятель храма Михаила Архангела отец Рафаил. Высота памятника, отлитого из бронзы, 3 метра, вес — более 1,5 тонн. На невысоком пьедестале слова: «Димитрию царевичу убиенному».