Потому что именно федеральный бюджет определяет наши общие перспективы и общие проблемы.
В этом посте насколько это возможно кратко расскажу о главном финансовом документе страны, который был принят на прошлой неделе, и о том, как он может повлиять на жизнь нашего Сафоново.
Начнем с краткой характеристики бюджета – его расходов и доходов. В таблице 1 приведены данные, взятые в основу при планировании бюджета следующего года. На двух других картинках – расходная и доходная части бюджета. Для наглядности изменений, данные представлены в сравнении с текущим годом. После анализа расходов и доходов поразмышляем, как федеральный бюджет–2025 отразится на нашем благосостоянии.
Расходы: что-то растет сильно, а что-то расти не думает…
Начнем с расходов (см. таблицу 2), и отметим основные изменения.
Во-первый, имеет место значительный рост расходов в целом (+13%).
Во-вторых, серьезный рост расходов на оборону (+25%), что вполне объяснимо. Вместе с расходами на нацбезопасность и правоохранительную деятельность они составят в 2025 г. более 40% всех расходов федерального бюджета.
В-третьих, запланировано серьезное снижение социальных расходов (-16%). Минфин объясняет это сокращением числа пенсионеров в связи с проводимой пенсионной реформой, а, следовательно, объемом выплат пенсий.
В-четвертых, обращает на себя внимание уменьшение статьи «трансферты в регионы» (- 6%), что означает меньшую, чем раньше помощь субъектам страны, в том числе и нашей области.
Чтобы понять реальный уровень изменения расходов надо привести их к реальному состоянию, т.е. скорректировать на уровень инфляции. Смысл в том, что если, к примеру, ваши доходы выросли, скажем, на 5%, а уровень инфляции (рост цен) составил 10%, то в реальности вы стали беднее. То же и с расходами бюджета: чтобы понять их «вес» надо планируемые цифры корректировать на закладываемый в расчеты рост цен (инфляции), что и сделано в последнем столбце таблицы с расходами. Так можно понять точнее уровень реальных расходов – станут они больше или меньше.
Доходы: налоговая нагрузка растет и в этом мало хорошего
В таблице 3 представлена доходная часть бюджета. Заметьте, что нефтегазовые доходы, которые в былые времена составляли больше половины всех доходов бюджета сейчас планируются всего в 27% (31% в 2024 г.). Но чтобы «закрыть» растущие расходы бюджета не остается ничего, как повышать, причём серьезно, налоги и разные сборы, как на граждан, так и бизнес.
- С 20 до 25% увеличивается налог на прибыль организаций.
- Для части организаций, которые ранее работали на упрощенной системе налогообложения, ввели обязанность по уплате НДС.
- Существенно вырастут доходы от подоходного налога – вследствие введения в России пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ. Правда, это затронет людей с доходами свыше 2,4 млн руб. за год, что соответствует зарплате более 174 тыс. руб. в месяц чистыми. Для них ставка вырастет до 15-18-20-22% (по мере роста дохода). Все остальные будут платить, как и прежде - 13%. Поэтому большинства людей эта мера не коснется.
- С Нового года планируется увеличить акцизы на бензин, алкоголь, сигареты и сладкую газировку. Как правило, рост издержек бизнес закладывает в цены товаров, так что эти изменения почувствуют на себе все потребители. Автовладельцам же надо быть готовыми помимо инфляционного роста цен с нового года платить за бензин и дизтопливо на один руб./литр больше.
- С 1 октября 2024 г. уже увеличен на 70-85% утильсбор для иномарок с объемом двигателя более 3 л. То есть, это однозначно коснется владельцев грузовых авто и спецтранспорта. Но, как показывает практика, это коснется цен и на отечественные авто.
- Владельцы вкладов в банках должны приготовиться заплатить налог на процентные доходы по вкладам, который ввели сравнительно недавно.
Пожалуй, это главное, что может повлиять на местную экономику.
Федеральный бюджет и сафоновская экономика: всё гораздо ближе, чем вы думаете.
Ну что ж, теперь давайте порассуждаем, как изменения в федеральном бюджете отразятся на сафоновцах и местном бизнесе.
Сначала то, что можно почерпнуть из расходных статей.
- Значительный рост планируемых расходов по статье «национальная оборона» означает, что сафоновские предприятия, производящие соответствующую продукцию без заказов, причём растущих, не останутся. Что, учитывая дефицит кадров, самым положительным образом скажется на зарплатах работников.
- Уменьшение расходов по статье «социальная политика» не должно сказаться, как уверяют в своих прогнозах чиновники Минфина на размерах пенсий. Они должны (см. таблица 1) вырасти для страховой пенсии – на 7-8% (в среднем до 23,3-25 тыс. руб.), для социальной – на 14,7% (до 15,5 тыс. руб.). Вроде неплохо, вот только можно ли прожить на эти деньги? И, кроме того, будет ли уровень инфляции равен планируемым 4,5%. Что-то подсказывает, что в обоих случаях ответ будет «НЕТ».
- Рост расходов на экономику и инфраструктуру (по статьям нацэкономика, ЖКХ и охрана окружающей среды) говорит о том, что объемы нацпроектов в части благоустройства, в частности парковых и дворовых территорий к которым так привыкли сафоновцы, не должны уменьшиться. То же касается и поддержания автодорог в более-менее адекватном состоянии…
- Снижение расходов по статье «трансферты регионам» говорит о том, что вероятность закрыть зияющую дыру дефицита в областном бюджете Смоленской области на следующий год невелика. А это значит снижение возможностей региона в софинансировании местных проектов и т.п. В этой ситуации очень много зависит от связей Губернатора в Правительстве РФ и его возможностей выбить чего-нибудь дополнительно. Что будет, в общем то, нелегко. Более детально, о том, что из себя представляет областной бюджет на 2025 г. мы поговорим через пару недель.
- Практически неизменный размер расходов по статьям составляющий расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) означает, что на какие-либо существенные улучшения в этой части сафоновцам надеяться не стоит. Тем более, учитывая непростое состояние областного бюджета. Учитывая плачевное состояние с финансированием этих сфер, всё, что остается здесь сказать: увы, и увы…
Какие выводы можно сделать из доходных статей? Тоже по пунктам:
- Планируемый рост доходов от НДС означает, в том числе, что борьба с теневыми доходами/расходами бизнеса ещё более усилится. Это касается многих сафоновских предпринимателей, для которых работа с неучтенной наличкой вопрос не просто сверхдоходов, а банально выживания. А это значит, что всё больше придется выходить в «свет», что, в свою очередь – значительный рост расходов.
- Остается посочувствовать части малого сафоновского бизнеса, который работает на упрощенке – их заставят перейти на работу с уплатой НДС, что означает лишь одно – существенный рост цен на их товары/услуги.
- Немного, но есть в Сафоново местные миллионеры, которых ждет неприятное известие о необходимости уплаты НДФЛ по более высоким, вплоть до 22%, ставкам. И вряд ли, уверен, налоговая инспекция не знает, «кто, есть кто».
- Безусловно малоприятным будет введение значительно более высоких ставок утилизационного сбора для перевозчиков грузов на междугородних рейсах. Это, помимо продолжающегося роста разного рода поборов типа «Платона» и иже с ними, вызовет рост транспортных тарифов.
Можно продолжать, но лимит размера поста давно исчерпан, потому заканчиваю. Если подытожить, то федеральный бюджет – 2025 в целом несет, на мой взгляд, больше минусов, чем плюсов для Сафоново. Повторюсь, через пару недель проанализируем областной бюджет. И тогда картина ближайшего будущего станет более прозрачной.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев