Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, родился в 1902 году в Новгородской губернии, детство провел в Петербурге. Его мать писала в дневниках: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам». Уже в пять лет Юрий Рерих начал изучать Древний Египет, с ним занимался ученый Борис Тураев. Позже Рерих стал брать уроки монгольского языка у монголоведа Андрея Руднева, а в 1920 году поступил в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.
«У меня уже есть тема в области истории Средней Азии. Я хочу дать очерк и переводы персидских трудов по истории Средней Азии. Это будет и оригинально, и важно, ибо нам нужно начинать классифицировать добытые результаты в области археологии Средней Азии».
(Юрий Рерих. Отрывок из письма).
В Центрально-Азиатскую экспедицию Юрий Рерих отправился вместе с отцом и матерью. Во время поездки он помогал ученым общаться с местными жителями — переводил с монгольского и тибетского, изучал диалекты и быт в тех городах и деревнях, через которые продвигались путешественники.
Собранный материал передали в «Урусвати», в 1930 году Юрий Рерих стал его директором. Также он возглавил Сектор философии и истории религии Индии в Институте востоковедения Академии наук СССР в Москве.
Ученый знал больше 30 азиатских и европейских языков, изучал культуру и историю Южной Азии. Николай Рерих писал Игорю Грабарю о сыне: «…индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии».
Много лет ученый работал над трудом «История Средней Азии», однако не успел его завершить. А тибетский словарь, который Рерих составлял 10 лет, вышел в свет лишь после его смерти.
Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии.
Святослав Рерих был на два года младше брата. Он родился в Петербурге в 1904 году, в столице же учился в гимназии имени Карла Мая — как Юрий Рерих и их отец.
С ранних лет он увлекался живописью и рисунком, ходил на уроки в Школу Общества поощрения художников. Святослав Рерих с детства наблюдал за работой отца. Когда семья гостила в Талашкине, имении художницы и меценатки Марии Тенишевой, 10-летний мальчик вместе с братом любил смотреть, как Николай Рерих расписывал храм Святого Духа. Отец часто брал его в археологические экспедиции по древнерусским городам.
Святослав Рерих не только наблюдал за отцом, но и помогал ему: сначала готовил краски и натягивал холсты на подрамники, а когда повзрослел — работал вместе с ним над театральными декорациями к операм «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко». Также с детства он интересовался окружающим миром.
У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни.
В 1919 году Святослав Рерих поступил в Королевскую академию искусств в Лондоне, там он изучал архитектуру. А через год продолжил образование по этой специальности в США, в Колумбийском университете. Параллельно Рерих лепил с натуры в Массачусетском технологическом институте. Однако свое призвание он видел именно в живописи: в Нью-Йорке прошла первая персональная выставка художника, после которой его заметили критики.
Искусствоведы отмечали, что в живописных работах Святослава Рериха можно увидеть и сходство со стилем его отца — яркие цвета, контрасты, — и собственный авторский почерк, например, динамичные формы. Николай Рерих настаивал на том, чтобы сын вырабатывал свой стиль. В дневнике в 1935 году он писал: «Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера».
Святослав Рерих особого мастерства достиг как портретист, об этом он написал: «Я выдвинул человека на первый план». Один из самых известных его портретов — «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии». Художник изобразил отца на фоне тибетского дворца. Вдумчивый взгляд и сосредоточенное выражение лица создают образ человека, который прошел сложный духовный путь.
Жизнь нашей семьи — это была жизнь в труде. Все мы каждый в своей области трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим.
Многие живописные работы Святослава Рериха посвящены Индии и индийцам, в том числе политическим лидерам, например, это портреты премьер-министра Джавахарлала Неру и его дочери Индиры Ганди.
В 1944 году Рерих познакомился с индийской киноактрисой Девикой Рани, внучатой племянницей писателя Рабиндраната Тагора. Они встретились в мастерской художника: актриса обратилась к нему, чтобы он помог создать декорации к новому фильму. Через два года Рерих и Рани поженились.
Так же как его брат, Святослав Рерих работал в Институте гималайских исследований «Урусвати». Здесь он возглавлял естественно-научный отдел, изучал тибетскую медицину и биохимию.
Вся семья Рерихов внесла неоценимый вклад в создание и развитие Учения Живая Этика.
Махатма Мориа рассказал членам экспедиции, что после революции и установления советской власти в России, Великие Духи пытались связаться с вождями революции и оказать помощь в организации новой социалистической жизни. 28 мая 1926 года небольшой экспедиционный отряд пересек советско-китайскую границу в районе озера Зайсан. В отряде находились русский художник Николай Константинович Рерих и его жена Елена Ивановна. Они отклонились от маршрута своей Центрально-Азиатской экспедиции, чтобы выполнить задание тех, кто создавал уже в это время книги Живой Этики. В Москву Рерих привез письмо, ларец с землей Гималаев, свои картины и рукопись книги, которую надеялся издать в России. В письме Великие Духи, обращались к советскому народу: “На Гималаях мы знаем свершаемое Вами, — писали они. — Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войска рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед Красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения новых домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии”.
В.И. Ленин в это время был болен, поэтому Н.К. Рерих передал послание Махатм Сталину, который после прочтения его содержания, поставил резолюцию: «Дзерджинскому – разобратся». Кремлёвские работники передали Рериху распоряжение Сталина – явиться на беседу к Дзерджинскому. На следующий день утром в начале рабочего дня Николай Рерих с супругой явились в приёмную Ф.Э. Дзерджинского, но на них никто не обратил внимание, потому что все работники Ч.К. озабоченные бегали, так как в это время неожиданно от сердечного приступа умер Дзерджинский. Супруги Рерихи поняли, что дело плохо и в этот же день уехали из Москвы. Махатма Мориа добавил, что если бы Сталин с пониманием отнёсся к посланию Великих Духов и принял их предложение о сотрудничестве, - история развития России сложилась бы менее трагично и можно было бы избежать многочисленных людских жертв - Гражданской и Великой Отечественной войны.
Махатма Мориа привёл пример плодотворного сотрудничества Великих Духов в Болгарии, когда девочка Вангелия в возрасте 12 лет возвращалась с двоюродными сёстрами домой, потеряла зрение из-за урагана, во время которого вихрь отбросил её на сотни метров. Она была найдена только вечером, засыпанная ветками и с забитыми песком глазами. Её семья была не в состоянии провести лечение, и в итоге Ванга ослепла. Махатмы Шамбалы взяли шефство над слепой девочкой. Они наделили её способностями - видеть внутренним зрением и уметь входить в телепатический контакт с Высшими Силами, которые приходили к ней на помощь в трудные минуты жизни.
Получив такие сверхспособности, Ванга стала помогать окружающим людям и стала известной целительницей и предсказательницей не только в Болгарии, но и во многих других странах мира.
В заключение беседы Махатма Мориа, прощаясь, попросил всех участников экспедиции поднять свою левую руку вверх. Когда все подняли свою руку, вдруг обнаружили, что на пальце каждого неожиданно появилось серебряное кольцо с печатью города Шамбалы.
Профессор показал всем студентам это кольцо.
Комментарии 3
Спасибо Виктор Кондратьевич !