В философии Гегеля виделсистематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля какучение о конкретности Бога и человека", 1918). Автор нескольких сотен статей иболее 30 книг, в том числе "О сопротивлении злу силою" (1925),"Путь духовного обновления" (1935), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938),"Аксиомырелигиозного опыта" (т. 1-2, 1953), "Наши задачи" (т. 1-2, 1956).Иван Александрович Ильинродился в Москве 28 марта (по ст. ст.) 1883 года вдворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты,губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юль-евны Ильиной(урожденной Швейкерт фон Штадион). Он был третьим сыномв семье. Старшие братья- Алексей и Александр - станут юристамиОтец Ильина - коренной москвич; дед, полковник, служил начальником Кремлевскогодворца. По матери Иван Ильин - немецкой крови, его дед - ЮлиусШвейкерт - былколлежским советником.Начальное образование Ильин получил в гимназии, где проучился пять лет Окончилее 31 мая 1901 года с золотой медалью Затем поступил на юридический факультетМосковского университета, где преподавали выдающиеся профессора П Новгородцев икнязь Е Трубецкой Ильин вошел в научную школу Новгородцева, чьи лекции поистории философии оставили глубокий след в его сознании "В нем всегда жилочувство живой тайны бытия и мистического благоговения перед нею", - писал он освоем учителе Платон, Руссо, Кант, Гегель - таковы были идейные центры школыНовгородцеваСдав экзамены 25 мая 1906 года, Ильин был удостоен диплома первой степени 22сентября на заседании юридического факультета по предложению князя Трубецкогоего оставили при университете для подготовки к профессорскомузваниюВ этом же годуИван Ильинженился на Наталии Николаевне Вокач Эта удивительнаяженщина, занимавшаяся философией, искусством, позже историей, была духовноблизка Ильину Евгения Герцык, родственница Вокач, вспоминает" В 1906 году нашадвоюродная сестра вышла замуж за студента Ильина Недавний революционер-эсдек (онбыл на памятном съезде в Финляндии в 1905 году), теперь неокантианец, носохранивший тот же максимализм, он сразу порвал с родней жены, как раньше сосвоей, насквозь буржуазной, но почему-то исключением были мыс сестрой, и онпотянулся к нам со всей присущей ему пылкостью Двоюродная сестра не была намблизка но - ум ная и молчаливая -она всю жизнь делила симпатии мужа, немногоироническая к его горячности Он же благоговел перед ее мудрым спокойствиемМолодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом ни он, ни она не хотелижертвовать временем, которое целиком отдавали философии Оковали себя железнойаскезой - все строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно вмесяц потратить на извозчика, концерты, театр под запре том, а Ильин страстнолюбил музыку и художественный театр Квартира, две маленькие комнаты, блисталачистотой - заслуга Наталии, жены"В 1909 году Ильин сдал экзаменына степень магистра государственного права ипосле двух пробных лекций был утвержден в звании приват-доцента по кафедреэнциклопедии права и истории философии права своего родногоуниверситета С осенион преподает на Высших женскихюридических курсах "Историю философии права" иведет семинар по "Общей методологии юри дических наук"В 1910 году начинаетчитать свой первый курс в Московском университете, тогда же становится членомМосковского психологического общества, в "Вопросах философии и психологии"печатает первую научную работу"Понятия права и силы" Зимой вместе с женойуезжает на два года за границу в научную командировку (Германия, Италия,Франция), работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина иГеттингена, в Париже и снова в БерлинеВ 1911 году выходит в свет его труд "Идея личности в учении Штирнера Опыт поистории индивидуализма", сдаются в набор "Понятия права исилы" (на немецкомязыке, с дополнительными комментариями для Берлинского издательства) и сочинениео Фихте Он начинает работать над ставшею впоследствии знаменитой статьей "Олюбезности", которую дважды перерабатывает из-за длиннот, оставляя за бортомогромное количество ценного материала После этого он направляет свой, как онуказывает в подзаголовке,"Социально-психологический опыт" Петру Струве в"Русскую мысль" Но прежде чем напечатать, он прочел эту статью в Германиидрузьям, которые оценили его"Любезность" по достоинству и которых, вспоминаетИльин, он "взял в душу", а они называли его шутя "самозваной нянькой ивоспитательницей"Летом того же года он часто общается с философом Гуссерлем,постигая егофеноменологический, или дискриптивный, метод, сущность которого, по выражениюИльина, состоит в следующем анализу того или другого предмета должнопредшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предметаВынашивает он и новое эссе - "О пошлости" "Иногда, - пишет он, - предвкушая,ляскаю зубами от писательского аппетита Вообще обдумываю и задумываю так много,что в минуты утомления или упадка кажусь себе дуралеем" Подчас перенапряжение вработе граничит со срывом "Я теперь ничего не пишу, в молчании есть свояпрелесть, свой отдых, своя спокойная глубина "За границей Ильины не только учатся, но и путешествуют, и отдыхают - побывали вИталии (Флоренция), посетили в Германии город Кассель, где"много Рембрандта",едут потом через Кельн, Майну, Страсбург (соборы1) в Швейцарию, проводят неделюв горах и затем "оседают" на три недели в Бретани у океана "Я радуюсь, - пишетИльин, - сильно океану Не знаю, может быть, и правда "все - из воды" Я увиделморе впервые в Венеции, на Лидо, и после двухчасового общения с ним трудно былоуходить Тогда-то мы и решили поехать непременно на океан, ондолжен знать какую-то древнюю, первую мудрость, и известные сомнения должны быть стерты им Естьпределы, на которых "нельзя" и"неизбежно" должны утрачивать свою непереносность"Ильин возвращается в Москву в 1913 году, живет в доме в Крестовоздви-женскомпереулке, отныне постоянном егоместожительстве22 февраля 1914 года Ильин выступает с докладом "Учение Гегеля о сущ ностиспекулятивного мышления", тезисы которого обсуждались позже, 3 марта Именно сэтой работы начинается серия из шести его работ о Гегеле, составившихдиссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога ичеловека",изданную в 1918 году в двух томах 1-й - "Учение о Боге", 2-й -"Учение очеловеке"Книга о Гегеле прославила Ильина как философа Автор продемонстрировал в нейвеликолепное знание и глубокоепонимание сложнейшего текста Эрудиция егобезупречна, а самостоятельный ход мысли оригинален и увлека телен Ильин - негегельянец (никогда им не был), ему видны упущения великого немца Это панлогизм,стремление разложить все по полочкам по нятийного (пусть диалектического)мышления, отсюда "абсурдность" метода, согласно которому истинапостигаетсясистемой категорий ("Философ вообще не обязан выдумывать и преподавать какую-то "систему" Это чисто немецкий предрассудок, от которого давно пора освободиться", - скажет он впоследствии). Неприемлем и гегелевский пантеизм, отождествление мира и БогаВойна России с Германией 1914 года вызвала патриотический подъем, и Ильин нетолько проникся им но сыграл немаловажную роль в его упрочении Из писем его к ЛЯ Гуревич мы узнаем, что "в России духовный подъем все нарастает и все сильнеезахватывает интеллигенцию", что"необходим ряд статей - экономических,исторических, стратегических, политических и метафорических о войне" Оннедоволен деятельностью П Б Струве как главного редактора журнала "Русскаямысль", выражавшего, по мнению Ильина, идеологию торговцев-промышленников, чтоне играло на руку РоссииВ этот период появляются двеработы Ильина- "Основное нравственное противоречиевойны" и "Духовный смысл войны", это лучшие страницы русской нравственнойфилософии, без них невозможно правильное понимание важной и во многом труднойего книги "О сопротивлении злу силою", в них заложены идеи будущих его работ,касающиеся предметов, за"которые стоит жить, бороться и умереть", - лейтмотив,пронзающий все последующие тво рения Ильина, здесь впервыеи пророческиговорится о добровольчестве - потом эта тема перейдет в "Белуюидею", и не вплане только военно-историческом, но в более широком смысле тысячелетнегогосударственного строительства России, наконец, это - смелые строки о труднейшейи деликатнейшей проблеме войныВ эти годы у Ильина завязываетсяпреданная дружба с композитором НиколаемМетнером Музыку его он очень любил, писал о нем позже в специальномисследовании, ему посвятил, кстати, "Духовный смысл войны", а позже - статью"Что такое художественность7" Состаршим братом Николая Эмилием Метнером Ильиныдаже породнились - стали крестными его сына После февральской революции 1917года Ильин из кабинетного ученого превращается в активного политика, идеочогаправого дела Летом он публикуетв издательствах "Народная свобода" и "Народноеправо" пять небольших брошюр"Всякий порядок жизни, - пишет он, - имеетизвестные недостатки, и, по общему правилу, устранение этихнедостатковдостигается посредством отмены неудовлетворительных правовыхнорм и установлениядругих, лучших Каждый правовойстрой должен непременно открывать людям этувозможность совершенствовать законы по закону, то есть улучшать правовойпорядок, не нарушая правового порядка Правовой строй, которыйзакрывает этувозможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа кзаконодательству, готовит себе неизбежную революцию"Сразу же после октябрьского переворота Ильин публикует в"Русских ведомостях"статью "Ушедшим победителям" В ней он обращается к павшим в борьбебелогвардейцам "Вы победили, друзья и братья И завещали нам довести вашу победудо конца Верьте нам мы исполним завещанное "За связь с белогвардейским движением Ильина несколько раз подвергали аресту, вего доме производились обыски Тем не менее это не помешало ем\ 18 мая 1918 годазащитить магистерскую диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретностиБога и человека"Жизнь продолжалась, Ильин работал в университете, в Московском коммерческоминституте, музыкально-педагогическом, Ритмическом, Философс-ко-исследовательскоминститутах Помимо преподавательской деятельности он занимался переводами,выступал с докладами в Психологическом обществе, председателем которого он былизбран после смерти профессора Л М Лопатина4 сентября 1922 года Иван Александрович был арестован большевиками в шестой раз,допрошен и немедленно судим За антисоветскую деятельность его, вместе с другимиучеными, философами и литераторами, выслали в ГерманиюВ начале октября 1922 года Ильин приехал в Берлин Началсяновый период жизниФилософ немедленно связался с генералом А фон Лампе - представителем баронаВрангеля Через него он установил связь с главнокомандующим, к которому относилсяс большим пиететом Вместе с другими русскими эмигрантами он включился в работупо организации Религиозно-философской академии, философского общества при ней,религиозно-философского журнала В феврале 1923 года в Берлине начал работатьРусский научный институт, на открытии которого философ произнес речь, изданнуюпозже отдельной брошюрой Ильин был профессором этого института, прочел рядкурсов - энциклопедия права, история этических учений, введение в философию,введение в эстетику, учение о правосознании и др - на двух языках - русском инемецком В 1923-1924 годах он был деканом юридического факультета этогоинститута, в 1924 году - избран членом-корреспондентом Славянского института приЛондонском университетеС 1925 года появляются большие работы Ильина "Религиозный смысл философии", "Осопротивлении злу силою", "Путьдуховного обновления", "Основыхудожества Осовершенном в искусстве" и не менее значимые по содержанию брошюры "Ядбольшевизма", "О России Три речи", "Кризис безбожия","Основы христианскойкультуры", "Пророческое призвание Пушкина","Творческая идея нашего будущего Обосновах духовного характера","Основы борьбы за национальную Россию" и дрОсобое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней России привлеклакнига Ильина "О сопротивлении злу силою" Нетрудно догадаться, что книганаправлена против философии толстовства, оказавшей разлагающее воздействие наинтеллигенцию России Ильин нескрывал своего намерения"перевернуть навсегдатолстовскую" страницу русской нигилистической морали и восстановить "древнееправославное учение о мече во всей его силе и славе" "Призываялюбить врагов,Христос имел в виду личных врагов самого человека" Христос никогда не призываллюбить врагов Божьих, попирающих божественное Это относится и к заповеди опрощении обид, и к словам "не противься злому" (Мтф , V, 39)Читатели разделились на два враждебных лагеря сторонников Ильина и противниковего идей 3. Гиппиус назвала книгу "военно-полевым богословием" Н Бердяев сказал,что "чека" во имя Божие более отвратительно, чем "чека" во имядиавола",примерно в том же духе высказывались Ф Степун, В Зеньковский и др ПоддержалиИльина Русская зарубежная Церковь, в частности митрополитАнтоний, архиепископАнастасий и другие иерархи, философы и публицисты, среди них П Струве, НЛосский, А Билимович,В 1926-1938 годы Ильин около 200 раз выступал с лекциями в Германии, Латвии,Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии, читая на рус-ском, немецком ифранцузском языках Это было скромным, но достаточно стабильным источникомсуществования. Он рассказывал о русских писателях, о русской культуре, обосновах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советскомрежиме и др. Главное же в жизниИвана Ильина- политика ифилософское творчество. Онпубликуется в газете"Возрождение", в "Дне русского ребенка", "Русскоминвалиде", "Православной Руси","России", "Новом времени","Новом пути" и вомногих других эмигрантских изданиях. После ухода из редакции "Возрождения", взнак протеста против вытеснения Струве как главного редактора, Ильин издаетжурнал "Русский колокол" (с 1927 по 1930 год вышло 9 его номеров) с характернымподзаголовком "Журнал волевой идеи" - исключительный по лаконичности исодержательности материалаЗа Ильиным прочно закрепилось звание вне- и надпартийного идеолога белогодвижения. Он был тесно связан с Русским общевоинским союзом (РОВС), участвовал вработе Сент-Жюльенского съезда 1930 года, организованного Русской секциеймеждународной лиги для борьбыс III Интернационалом (известной под названиемЛиги Обера).Своеобразным было отношение Ильина к фашизму и, в частности,к национал-социализму, которому он посвятил несколько своих статей. В них он показываетприроду, источник и смысл фашизма как рыцарского начала иотклик человечества наразвернувшуюся бездну безбожия, бесчестия и свирепой жадности; как борьбу синтернационализмом, коммунизмом и большевизмомЕще в 1936 году, по воспоминаниям Р. Редлиха, Ильин "совершенно точно описалгрядущий поход Гитлера в Россию". Ошибочность доктрины Гитлера, по мнениюИльина, была в том, что она основана на расовой теории и антицерковной борьбе;последняя по пагубности превосходила масонскую идею отделения церкви отгосударства.После прихода к власти Гитлера в1933 году у Ивана Александровича, который былпрофессором Берлинского университета, назрел конфликт с немецким министерствомпропаганды В середине 1930-х годов он был уволен из университета. Но Ильинпродолжал писать, он работал над книгой "Путь духовного обновления". Она вышла в1937 году в Белграде.Средства духовного обновления -вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина,национализм, правосознание, государство, частная собственность. Каждому из нихпосвящена глава. Веру Ильин определяет очень широко - это"главное и ведущеетяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления ипоступки" Без веры человек не может существовать Жить значит выбирать истремиться, для этого нужно верить в некоторые ценности, служить им; все люди вочто-то верят. Ильин предупреждает "Иногда под корою теоретического неверия живетв тайне настоящая глубокая религиозность; и наоборот, ярко выраженная церковнаянабожность скрывает за собой совершенно недуховную душу".Источник веры и религиозности -любовь Это определяющая формадуховности.Обращаясь к ней, Ильин проводит тонкое различие междудвумя формами любви -инстинктивной и духовной. Любовь, рожденная инстинк-том, субъективна, необъяснима. Иногда это ослепление, всегда - идеализация.Другой вид любви - любовь духа, в основе которого лежит восприятие совершенства,объективного идеала. Именно такая любовь лежит в основе религиозного чувства.Ильин был не только правоведоми моралистом. Широко образованный философкультуры, он не мог пройти мимотакой области духовной жизни, как художественноетворчество. Известны его статьи оклассической русской литературе - о Пушкине,Гоголе, Достоевском, Толстом. В 1937 году он выпускает книгу"Основыхудожества". Год спустя заканчивает работу "О тьме и просветлении. Книгалитературной критики" (вышла посмертно) Много ярких страниц посвящено искусствув сборниках его статей.Ильин - адепт реализма, непримиримый противник формалистических "художеств"."...Будущее принадлежит не модернизму, этому выродившемуся мнимо-искусству,созданному, восхваленному и распространяемому беспочвенными людьми, лишеннымидуха и забывшими Бога. После великого блуждания, после тяжелых мучений и лишений- человек опомнится, выздоровеет и обратится снова к настоящему, органическому иглубокому искусству, и так легко понять, что и ныне уже глубокие и чуткие натурыпредчувствуют это грядущее искусство, призывают его и предвидят его торжество".Ильин выступал в разных газетах как явный антикоммунист. Вначале немцы былидовольны его работой, но вскоре они заметили, что многое, против чего выступалИльин, также было против и национал-социализма в Германии Тогда они сталипридираться к его писательской деятельности, не разрешая печатать его труды, чтоочень отразилось на его материальном положении.В 1938 году гестапо наложило арест на его печатные труды и запретило емупубличные выступления. Лишившись источника к существованию, Иван Александровичрешил покинуть Германию и переехать в Швейцарию, где он мог бы продолжать своюработу. И хотя на его выезд был наложен запрет Главным полицейским управлением,несколько счастливых случайностей (в чем Иван Александрович, по свидетельствуКвартирова, усматривал промысел Божий) помогли получить визу для него и егожены, и в июле 1938 года они официально "бежали" в Швейцарию.Там они поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. С помощью друзей и знакомых, вчастности СВ. Рахманинова, в третий раз стал он заново налаживать свою жизнь.Швейцарские власти, однако, запретили ему заниматься политической деятельностью.Ильин сосредоточивается на творческой работе и выступает с лекциями впротестантских общинах на разные темы, что дает ему небольшой заработок. "Владеяпрекрасно немецким языком, - вспоминает Е. Климов, - он обладал удивительнымораторским искусством, он привлекал всегда на свои доклады многочисленныхслушателей.Вершиной философско-художественной прозы Ильина является трехтомная серия книг,связанных единым внутренним содержанием и замыслом, на немецком языке: 1. "Явсматриваюсь в жизнь Книга раздумий", 2. "Замирающее сердце. Книга тихихсозерцаний". 3. "Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований".В русском варианте "Замирающеесердце" стало "Поющим сердцем". Этознаменательно, ибо "Поющее сердце" для Ильина было не просто названием,он считал, что "человек по существу своему живой, личный дух", и найти началодуховности нужно в самом себе; в его многозначном описании и определении духпонимается "как сила поющего сердца Теперь будет понятно, как он сам справляетсяс этой задачей, - от"замирающего", "отзвучавшего","притихшего" сердца кпробудившемуся, ожившему, поющему сердцу, что подтверждается намерениями (позамечанию католического священника из Бонна ВольфгангаОфферманса, исследователяИльина) автора: "Я, конкретно живущий здесь и теперь человек, долженпоразмыслить и усмотреть, благодаря своему жизненному опыту, сущность свою:заново открыть в себе поющее напротяжении столетий сердце - средоточие моихчаяний и дум, в тихом созерцании получить представление о смысле жизни и ощутитьзадачи и упования свои перед Богом".В Швейцарии Ильин не переставал думать и писать о России. С 1948 года регулярнонаправлял, правда, без подписи, листки бюллетеней (всего их было 215) дляединомышленников РОВСа (потом они составили двухтомник"Наши задачи"). К 1952году закончил самое значительное свое произведение"Аксиомы религиозного опыта"- результат 33-летнего труда, изданного в Париже в двух томахв 1953 году.Не успел он закончить главный труд своей жизни "О монархии", над которым работал46 лет. Н. Полторацкий издал большую часть подготовленных глав из него в видекниги "О монархии и республике". Подготовил Ильин кизданию и "Путь кочевидности".На закате дней своих Иван Александрович писал: "Мне 65 лет, я подвожу итоги ипишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобыпретворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю -одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам... И моеединственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господьсбережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны имне самому. Ибо я живу только для России".Частые болезни изнурили его. 21 декабря 1954 года Ивана Александровича Ильина нестало. Его вдова и друзья сделаливсе, чтобы труды его увидели свет. ГоспожаБарейсс поставила на его могиле в Цолликоне памятник с эпитафией:Все пережито,Так много страданий.Пред взором любвиВстают прегрешенья.Постигнуто мало.Тебе благодарность, вечное благо.Ильин был религиозным философом и принадлежал к той философской эпохе, которуюпринято называть русским религиозным ренессансом. Он шел своим собственнымпутем. Являясь православным философом, он сознательно не вторгался в областьбогословия, опасаясь впасть в еретический соблазн, всегда согласовывал своирелигиозные построения с иерархами Русской православнойцеркви.Через все эмигрантское творчество Ильина проходит одна тема - судьба России, еенациональное возрождение. Катастрофа 1917 года для Ильина - наиболее яркоепроявление кризиса мировой культуры. Поэтому судьба России - часть мировойсудьбы. То, что пишет Ильин о России и для России, приобретаетвселенскоезначение."Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца... Она утверждает, чтоглавное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь наземле, ибо из любви родится вера и вся культура духа".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев