В)
Среди обширных низменных пространств серной половины Русской равнины, в бассейне Камы и её главного притока Вятки, в виде пяти лопастей, напоминающих по очертаниям неправильную пятиконечную звезду, раскинулась территория Кировской области. И среди северных топких болот, непроходимых лесов расположена территория Мурашинского района. На границе с Опаринским районом находится небольшой лесной с интересным и необычным названием Староверческий.
Трудно восстановить по документам, кто был его основателем, кто построил первые зимовья, вырыл первые колодцы.
В те годы на территории поселка стоял сплошной лес, раскинувшийся на сотни километров, практически здесь не ступала нога человека. Как же среди этих дебрей появились небольшие зимовья и селения? Откуда же появилось такое странное название Староверческий? Может потому, что первые люди, поселившиеся здесь, были староверы-старообрядцы, которые бежали в этот северный край. Послужил этому раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона. Произошло расхождение между сторонниками старой веры и нововведением. Реформа проводилась жестоко: книги старого письма сжигались, противники старого обряда подвергались преследованием.
Старообрядцы покидали обжитые места и селились в отдаленных районах.
Раскольничьи скиты вырастали на севере, Урале, Сибири. Так появились такие скиты и на территории Мурашинского района по реке Кузюг. Староверческие общины жили замкнуто, сохраняли свою веру, переписывали книги. Так жили они до 1895 года, но в этом году выходит указ Николая II о строительстве железной дороги на территории России. Одна из этих дорог будет проходить от г. Пермь до г. Котлас через г. Вятка.
В то время Мурашинский район, образованный из Пинюжской и Казаковской волостей (северной части Орловского уезда), был одним из наиболее глухих и отсталых царской России, очень мало исследованных и изученных. Дорогу решено было проложить вблизи воды, а основным источником была река Кузюг, но старообрядческие общины высказали свой протест, ведь они до сей поры жили уединенно. Их протест был принят. Дорогу решили проложить в стороне от их поселений, но чтобы была вблизи вода. Поиск воды длился очень долго. И вот вода была найдена в 7 км. от Старообрядческих общин. Как раз на территории нашего поселка был родник. На его месте и была сооружена водонапорная башня, которая стоит до сей поры. Именно здесь весной 1895 года и будет начато строительство станции, а название ей было дано в честь староверов-старообрядцев, основных жителей этих мест.
Дорога была построена, и в 1899 году сдана в эксплуатацию, а вместе с ней началась работа многих станций на этом участке.
Первым работником нашей станции был Карманов (инициалы не сохранены). В то время на территории поселка было только здание водонапорной башни, самой станции, да небольшого барака для работников станции, а основное население жило все еще в 7 км. от станции на р. Кузюг и все еще отдельными починками староверов и хуторами эстонцев.
Движение по железной дороге было односторонним. Поезда ходили очень редко, пассажирский поезд – 3 раза в неделю.
Постепенно поселок разрастался, жители деревень перебирались ближе к железной дороге, перевозили свои дома, обживали новые места.
Вскоре, в 1937 году, на территории поселка образовался небольшой Мурашинский лестранхоз. Все работы проводились вручную: валили лес лучковыми пилами, рубили сучки топорами, на своих плечах грузили вагоны лесом.
В 7 км. от поселка в 1935 году в период коллективизации был образован колхоз имени Калинина. Первым председателем был Пестов Т. А. В начале войны ушел на фронт, на его место встал брат. Председателей сменилось много. Направлением колхоза было скотоводство и земледелие.
В колхоз входили 8 деревень: Мышкино, Барановщина, Худышино, Нагорная, Лучёнки, Толстиха, Смородино и Крутая. В этих деревнях жили Мышкины, Демаковы, Земцовы, Барановы, Мочаловы и т.д. Кроме старообрядцев в нижнем течении Кузюга были эстонские хутора. Даже в самом посёлке были эстонские поселения, в дальнейшем эти поселения превратились в улицу Первомайскую. Дома были из осины и покрыты дранкой. Эстонцы были высланы сюда царём. Они были хорошими кузнецами и шорниками. Известные фамилии эстонцев: Трум, Ярф, Андерсен, Мейер и другие.
Трудоспособных в колхозе было 50 человек. Общая площадь колхоза-1900 га. Колхоз был расформирован в 1971 году. На территории были три лесозаготовительных участка. Один участок, в 10 км. от станции – здесь в 1932 году был образован лестранхоз, лес заготовлялся по р. Кузюг для Донбасса.
В 1952 году Воронежский лестранхоз выкупил этот участок и перевёл его в деревню Нагорная. Директором лестранхоза был Ефимов И.Ф. В 1953 году лесосырьевая база была переведена Курской лесозаготовительной конторой, начальником лесопункта был назначен Дьячков М.И. В 1962 году начальником стал Бахтин Н.С.
В 1971 году этот участок был закрыт и переведён в посёлок, где до 1992 года существовала лесозаготовительная контора. Вся территория за железной дорогой обслуживалась этой конторой. Строили жильё, дороги, работал магазин, клуб.
В 1963 году был построен клуб Курской ЛЗК. В это же время открылось торговое предприятие РОПКОП и торговое предприятие Липецкой заготовительной конторы. Строится поселковая электростанция, которая освещала посёлок до 11 часов вечера. В 1964 году появились первые телевизоры на посёлке. Первый телевизор был на станции.
В 1966 году появилось централизованное энергоснабжение. Была смонтирована высоковольтная линия от Опарино. На базе Мурашинского лестранхоза в посёлке были построены три разделочные эстакады, установлен окорочный станок для елового баланса. Был установлен первый козловой кран ККУ-7,5.
Примерно в этом же году было построено новое здание пекарни и здание бани.
В 1966 году сдана в эксплуатацию новая школа. А также началось строительство рубленных двухквартирных домов. Был обновлён автопарк. В 1968 году произведено озеленение посёлка.
В 1970 году сдан в эксплуатацию детский комбинат. Одновременно была построена котельная, а школа и садик от печного отопления перешли к центральному отоплению. Были построены спортивный зал и мастерская школы.
В 1971 году началось строительство водопроводных линий, а также банно-прачечного комбината в кирпичном исполнении с автономной котельной, которая обеспечивала теплом столовую леспромхоза. Также началось строительство лесовозных дорог с бетонным покрытием.
В 1976 году начался капитальный ремонт старых домов, окувечивание улиц, а также строительство двухэтажного Дома Культуры.
На заготовке леса начала применяться новая техника: валочно-пакетирующие машины ЛП-19, сучкорезные машины ЛО72, бесщёкерные машины ЛП-18, челюстные погрузчики ЛП-2, перешли на большегрузные машины МАЗ-509.
К Новогоднему празднику 1977 года был пущен клуб, установлен широкий экран.
В 1985 году ко Дню 40-летия Победы была установлена стела в парке, в клубе дан концерт художественной самодеятельности.
На производстве строят автоматическую линию разделки древесины ЛО-15, расширяется площадь нижнего склада.
В 1982 году с увеличением объёмов производства строится промежуточный склад, устанавливается кран ЛП-62. В 1985 году обновляются подъезные пути с бетонным покрытием.
В августе 1991 года Майский ЛПХ переходит в акционерное общество. Староверческий участок объединяют с Курским ЛЗК.
В январе 1992 года два объединённых участка становятся самостоятельным леспромхозом – Староверческим ЛПХ. Директором является Исаев Г.А.
В 1994 году на базе Староверческого ЛПХ появляются дочерние предприятия: КПСУ и Советско-Американское предприятие Вятка-ИМЕКС. Устанавливаются финские круглопильные станки «КАРА». Продукцию начинают отправлять за границу: в Финляндию, Швецию, а также пробные партии в Америку. В 1995 году строится вторая линия ЛО-15, ангар, устанавливаются станки для переработки доски в евровагонку. В это же время центральные улицы покрывают бетоном. Молодёжь начинает приобретать технику.
В 1996 году предприятия закрываются, и остаётся КОГУП Староверческий ЛПХ, директором которого назначен Семенихин Н.В.
К 2000 году строится новое здание конторы ЛПХ. В это же время начинают перестраивать клуб в одноэтажное здание. Клуб был открыт в сентябре 2004 года.
В октябре 2005 года назначен новый директор – Адамович Н.А. Торговля отделяется от леспромхоза. Жилой фонд передаётся в сельскую администрацию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Молодец! Спасибо! Про телевизор верно подметила. Экран телевизора был около 15см по диагонали. В Красном уголке старого вокзала до перестройки в 1974г. собиралось до 30чел. Только уточни пожалуйста у Н.И.Буяковой. Мне кажется что клуб открыли в 1979г. потому что мне было 5 лет, а мы ходили еще в старый клуб в кино. А в Курский клуб было ходить далеко. Бетонка была построена от речки Вазюк до гаража. По поселку выложена дорога у магазина хлебного. Пекарня старая сгорела около 1980г. Новую построили и стали возить вагончиком хлеб до нового магазина. А до хлебного магазина продавали прямо из пекарни в маленьком вагончике без колес. Уточни историю школы. Директором был Красногоров Ф.И., который в 70-е годы приобрел много кинопроекторов. В каждом классе был проектор. Классы химии, физики, биологии , математики оборудованы самым передовым наглядным и лабораторным пособием.
Мой дед Степан Ефремович Дъячков построил дом в 1957г. в чистом поле, до гаража не было домов.Вырыл колодец, несколько домов ходили за водой. Сейчас в этом доме живет Соколов Дмитрий. Первый автомобиль ГАЗ разрешили водить деду Дъячкову С.Е. в 1956г. Отец мой Береснев Василий Филиппович начал работать дежурным по станции в 1948г. с применением азбуки Морзе. Другой связи не было. А в 1958г. принял от Ключикова станцию в качестве начальника станции.Проработал до 1997г. Поселок расположен в седловине, поэтому р.Вазюк течет в северный бассейн, а Кузюг в Южный бассейн. Каждые 30-35 км. необходимо было заправлять паровозы водой. Сеть водопровода в 1895г. была изначально протянута от водокачки до водонапорной башни, а не от родника. Поселковая сеть водопровода не развивалась до 1971г, т.к. из-за полива огородов могли опустошить бак на башне и паровозы остались бы без воды. Тепловозы появились в 1960-66г. Лес на дрова заготавливался еще и для паровозов, т.к. угля не было в 1935г. Вагоны гр
...ЕщёМой дед Степан Ефремович Дъячков построил дом в 1957г. в чистом поле, до гаража не было домов.Вырыл колодец, несколько домов ходили за водой. Сейчас в этом доме живет Соколов Дмитрий. Первый автомобиль ГАЗ разрешили водить деду Дъячкову С.Е. в 1956г. Отец мой Береснев Василий Филиппович начал работать дежурным по станции в 1948г. с применением азбуки Морзе. Другой связи не было. А в 1958г. принял от Ключикова станцию в качестве начальника станции.Проработал до 1997г. Поселок расположен в седловине, поэтому р.Вазюк течет в северный бассейн, а Кузюг в Южный бассейн. Каждые 30-35 км. необходимо было заправлять паровозы водой. Сеть водопровода в 1895г. была изначально протянута от водокачки до водонапорной башни, а не от родника. Поселковая сеть водопровода не развивалась до 1971г, т.к. из-за полива огородов могли опустошить бак на башне и паровозы остались бы без воды. Тепловозы появились в 1960-66г. Лес на дрова заготавливался еще и для паровозов, т.к. угля не было в 1935г. Вагоны грузились вручную.В 1981г. станция перешла на полуавтоблокировку с пультом ЭЦ. Не стало профессии стрелочника.В 1985г. обновлена линия связи, протянут кабель до Котласа. В 2007г. примерно протянута волоконка ОВЛС.
В этом поселке я жила 3 года .для меня поселок действительно стал родным и близким.когда мне было 12 лет наша семья переехала жить в курскую обл .вот прошло более 20 лет воспоминания о нем только хорошие.Вспоминаю как зимой на лыжах катались.летом природа все в зелени.осенью грибов каких захочешь.Вовсе времена года очень красиво .а воздух какой свежий.В этом поселке очень хорошие. добрые люди.Спустя столько времени востоновилась связь с подружками детства. они также живут и работают в родном для меня поселке.Всего доброго Натали.
Popravo4ka:estontsõ priehali dobrovol no,a ne bõli võslanõ tsarem.U kogo hvatilo sil i sredstv obzivali svobodnuju zemlju. Ded i babuska vernulis nazad v Estoniju,potom vnuki priehali na istori4eskuju rodinu i zabrali roditelei toze sjuda.Kto ne znal jazõka estonskogo-ostalis tam.Skolõ ze ne bõlo u nih svoei.