Яна Мурашова
Поля почти освободились от снега, и это самый благоприятный период для выпуска зимующих у нас сов. Весенние воды затопили норы грызунов, растительность еще не поднялась, и все мыши как на ладони. И на днях у нас был первый весенний выпуск. На волю полетела длиннохвостая неясыть, прибывшая в Центр реабилитации диких животных «Ромашка» из Казани, где проходила лечение. Почти за год жизни у нас она перелиняла, отъелась и восстановила силы. Обучать ее охоте не пришлось, ведь она попала к людям уже взрослой. Однако за неделю до выпуска мы кормили птицу только мышами, которых крылатый хищник виртуозно отлавливал в вольере.
А две наши нелетные пары длиннохвостиков приступили к гнездованию. Мадам Муромская, еще в первый год жизни столкнувшаяся с проезжающей по дороге фурой, празднует в этом году 20-летний юбилей. Приступила к гнездованию первой. Когда в начале марта птицы стали токовать, она заняла свое старое дупло и отложила яйца. В этом году у нее новый самец, спокойный и почти не боящийся нас, и мы надеемся, что после долгого одиночества Муромская вновь принесет потомство.
После бородатой эта сова занимает по величине второе место среди неясытей. И ее характерным признаком является длинный полосатый хвост, вырастающий до 30 сантиметров, который далеко выступает из-под сложенных крыльев, когда она сидит на ветке. Так что неудивительно, что эта птица получила такое название. А вот второе ее название – уральская неясыть – связано с тем, что именно на Урале этот вид совы был описан впервые.
Хотя и выглядит она весьма крупной, но имеет легкое телосложение и небольшой вес. Эти совы не так сильны, как может показаться, глядя на их большие загнутые когти. Именно поэтому длиннохвостая неясыть является типичным «мышатником». 80% ее рациона составляют грызуны, причем даже такие мелкие как землеройки. А весной и летом пернатая с удовольствием ест лягушек и больших жуков. Как побочная добыча на стол ей попадают белки, бурундуки и мелкие птицы. Если уж только наступает полная бескормица, сова отваживается напасть на некрупных зайцев и тетеревиных птиц. Хотя, конечно, в таком случае на месте крылатые хищники долго не задерживаются и передвигаются по угодьям вслед за своими жертвами.
Как ни странно, но судьба именно этого вида неясыти более счастливая, нежели судьба остальных. Так, например, в прошлом веке данная сова была очень редкой во многих регионах России. Теперь же стала весьма распространенной даже в местах несвойственного ей ареала. Наверное, поэтому в настоящее время этот вид сов все чаще попадается на глаза человеку и, как следствие, в Центрах реабилитации становится больше пациентов. Возможно, этому способствовала и варварская деятельность человека по уничтожению лесов. Ведь хотя и считается эта сова лесной птицей, но селиться предпочитает не в глуши, а поблизости от обширных вырубок и гарей, на небольших лесных островках моховых болот. Хотя в годы, урожайные на грызунов, эти птицы выселяются в различные леса, в том числе и в широколиственные.
Гнездятся они чаще не в дуплах, а в старых гнездах дневных хищников, таких как канюки, осоеды и тетеревятники. Причем несмотря на всю агрессивность последних, совы с тетеревятниками в конфликт не вступают, даже занимая одну и туже гнездовую территорию. Нередко эти совы селятся и совсем близко к земле: в расщелине старого пня, а то и просто на земле под защитой какого-нибудь небольшого укрытия. Вот почему в своих вольерах мы им вешает не только дуплянки, но и делаем на пнях платформы для гнезда: пусть уж птицы сами выбирают то, что для них удобнее и привлекательнее.
Звуки, издаваемые этими птицами, тоже весьма необычны. Помимо токования и призыва эти совы еще и лают. Звук настолько схож с собачьим, что, услышав его, наши питомцы вылетают из дома и начинают искать чужака, ненароком заглянувшего на их территорию. Да и мы сами порой прислушиваемся, где это лает собака, пока не поймем, что звук раздается из вольера сов.
В этом году вольеры расположены в разных углах территории, и совы «дурят» собак по полной программе. Кстати, орнитологи считают, что в отличие от призывных звуков лай, издаваемый длиннохвостой неясытью, является сигналом, выражающим раздражение, а возможно, и тревогу. И издают его как самцы, так и самки.
Наша мадам Муромская пока отложила всего 2 яйца, но и в природе эти птицы больших кладок не делают – 2–4 яйца это норма. Да и из небольшого числа вылупившихся птенцов до взрослой жизни доживет разве что половина. И хотя, как утверждают ученые, вымирание этой птице не угрожает, лучше при встрече с ее гнездом и птенцами нам, людям, побыстрее идти своей дорогой. Если не беспокоить птиц у гнезда, совята остаются в нем или, по крайней мере, на своем «гнездовом» дереве в течение месяца. Так им гораздо меньше угрожает опасность, чем их разлетевшимся в разные стороны собратьям. Окрепнув и научившись хорошо летать, лишь почти спустя два месяца семья сов покидает гнездовой участок и начинает кочевать. И если люди не помешают своим вмешательством, у совят появится гораздо больше шансов выжить, стать самостоятельными и вступить во взрослую жизнь.
Фото автора
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев