«Главный источник богатства жителей города Мурома составляет река Ока...
Из рыб в Оке ловятся окуни, лети, судаки, лини, налимы, караси, жерехи, сомы, стерляди, а иногда осетры, белуги и белая рыбица. Весною с открытием судоходства с верхних пристаней Оки, Цны и Мокши приплывают к Мурому мокшаны числом до 500 и более с разным хлебом... Некоторые из муромских торговцев и промышленников имеют у себя мокшаны, барки, полубарки, коломенки, разшивы, клади ушки и тихвинки. Кладнушки и камские шитики со льняною пряжею для фабрик, шадриком и пшеницею и белозерские дегтянки для заводов кожевенных. Длинные плоскодонные гусянки с нагруженными в Муроме товарами плывут на Нижегородскую ярмарку, а оттуда взводятся вверх по Оке коноводною тягою. Кроме сего, по Оке приходит к Мурому множество разного леса» (Владимирские губернские ведомости, 1850, №21.).
До 60-х годов XIX века суда и плоты против течения доставлялись при помощи тяжелого труда бурлаков.
В старых книгах иногда встречается выражение: "Идти вдоль реки по бичеве". Бичевой или бичевником называлась береговая полоса, по закону в 10 саж. ширины, вдоль судоходных рек, которая должна была оставаться свободной для всех нужд судоходства.
Название свое она получила от слова, обозначающего прочную веревку для тяги судов против течения воды лошадьми или людьми. Бичевщиками иначе называли бурлаков. Бичева крепилась за мачту или за установленный для этого шест, придерживалась на судне бурундуком (снастью с блоком, через который была пропущена бичева для ее повышения или понижения) и бралась на горный берег, где бурлаки закидывали за нее лямки и шли строго в ногу. Передовой бурлак в тяге назывался шишка, задний – косной, получающий прибавочную плату, обязан очищать или ссаривать (освобождать от всякий помехи, зацепы, путаницы) бичеву, когда она задевала за кусты и деревья. Бурлак зарабатывал по 8-9 руб. за навигацию. Для сравнения – годовой доход плотника составлял 15-35 руб. (при этом пуд пшеницы стоил почти 54 коп., а мяса – около 2 рублей). Но времена менялись.
В 1856 г. на Оке появился первый пароход, назывался он «Скороход». Пароход, окутанный густыми клубами дыма, вызвал такой небывалый интерес, что посмотреть на это чудо сбегались все, кто только мог. Конечно, отыскалось немало противников новшества: «Где это видано, чтобы корабль сам плыл, да еще против течения! Не иначе как бесы его толкают! Вон ведь, сколько дыма и копоти! Не нужны нам, православным, пароходы эти, один грех от них...». Но были и другие. Почесав затылок, они быстро смекнули, что не плохо было бы построить такую машину и возить товар взад-вперед по Оке да Волге-матушке.
«В 1858 г. показался первый пассажирский пароход "Москва" Самолетской компании. Наконец, в 1881 г. с открытием навигации первый рейс сделал пароход "Ярославль" Н.В. Зворыкина. На берегу имеется уже четыре пристани пароходств: Фанталова, Гладкова и К. Щербакова и Товарищества А. Качкова и проч.» /Добрынкин В. Муром прежде и теперь М., 1903./
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
• Лит.: Добрынкин В. Муром прежде и теперь. – 1903.
Б.В. Горбунов