Не каждый житель Ярославской области, да и в целом России, знает о народе, который скрывается в тени повседневной жизни, но в то же время продолжает жить по своим уникальным традициям.
Эта загадочная группа людей — кацкари, населяющие деревню Мартыново в Мышкинском районе Ярославской области. Они говорят на русском, но не совсем так, как все. Их речь — это особый диалект, который до сих пор сохраняет черты древних времен.
Жители Мартынова продолжают поддерживать культуру, которой следовали их предки. Древние сказки, мифы и народные предания, унесённые временем, всё ещё передаются из поколения в поколение. Эти истории живы и в их сердцах, несмотря на бурю перемен, которую пережила страна.
Деревня, казалось бы, могла бы исчезнуть из карты России, затеряться в забвении, как это случается с многими мелкими населёнными пунктами. Но кацкари делают невозможное. Они сохраняют свои традиции и обычаи, привлекают внимание туристов и, что самое удивительное, умудряются заявить о себе в этом мире, где всё быстро меняется.
Сегодня Мартыново стало настоящей жемчужиной для тех, кто интересуется живыми традициями и историей народов России. Здесь расположен уникальный этнографический музей под открытым небом, который в тёплое время года становится настоящей достопримечательностью. Каждый день сюда приезжают автобусы с туристами, особенно часто из Петербурга. В "кацком" языке, это звучит как "примаскаливают" — то есть, горожане приезжают, чтобы увидеть, как живут люди, сохраняющие свои традиции.
Кацкари на мебельной фабрике, 1917г
Мартыново привлекает всё больше людей, желающих увидеть, как выглядел забытый крестьянский быт, воссозданный самими жителями деревни. В атмосфере простоты и искренности можно почувствовать настоящую Россию, которая всё реже встречается в повседневной жизни.
Кацкари живут вдоль реки Катка, в нескольких деревнях, расположенных в Мышкинском, Некоузском и Угличском районах Ярославской области. В настоящее время их количество не превышает 400 человек, но они гордятся своим этническим наследием. Именно Мартыново, выбранное самими кацкарами, стало своеобразной столицей этого уникального народа. Они не боятся называть себя самобытным этническим сообществом, продолжая жить в соответствии со своими традициями, несмотря на давление времени.
Всё началось с учителя и краеведа Сергея Темняткина, который в постсоветские годы стал первым, кто публично заговорил о самобытности народа кацкарей. С 90-х годов он издавал газету, а позже журнал «Кацкая летопись», который стал важным источником для раскрытия национальных идей. Темняткин выдвигал гипотезу о том, что территория, на которой проживали кацкари — так называемый «Кацкий стан» — представляла собой уникальную этнографическую единицу, отделенную от остальной России. Он утверждал, что диалект кацкарей имеет корни в мерянском языке, который был частью наследия финно-угорского племени «кадь».
В 90-е годы была составлена работа, ставшая основой для словаря кацкого диалекта. В этом словаре были зафиксированы слова, которые значительно отличаются от нормированного русского языка. Среди таких слов: «дарома» (хорошо), «лягва» (лягушка), «нарушенный» (брошенный), «мантурить» (работать надрывно). Эти слова и фразы создают уникальную лексическую картину жизни кацкарей и служат доказательством их языковой и культурной самобытности.
Одним из главных признаков уникальности кацкарей, по мнению Сергея Темняткина, являлись их богатый фольклор и глубокие традиции, которые не похожи на культуру остальных русских. Вдохновленный этнографическим наследием, Темняткин даже организовал в школах уроки «кацковедения». Он сам разработал учебник, в котором дети с 5 по 9 классы могли изучать диалект своих предков, знакомиться с их обычаями, мифами и фольклорными традициями.
Эта инициатива получила широкое внимание в 2004 году, когда в прессе Ярославской области начали обсуждать возможность предоставления кацкарам культурной автономии. Были даже разговоры о том, чтобы народ кацкарей получил представительство в Организации Объединенных Наций. Все это свидетельствовало о стремлении сохранить уникальное наследие и культурную идентичность этого маленького, но яркого этноса.
Несмотря на активную работу Сергея Темняткина и его попытки сформировать отдельную этническую идентичность кацкарей, многие российские ученые не разделяют его взглядов. В частности, этнограф В.Баранова отмечает, что даже сам народ до недавнего времени не использовал этноним «кацкарь» и не осознавал особенности своего диалекта как отдельную форму русского языка.
Марина Чухряева, научный сотрудник лаборатории популяционной генетики, приводит генетические исследования, которые показывают, что наследственный код кацкарей не отличается от других представителей восточных славян, включая финно-угорский компонент, что подрывает гипотезу о выделении этого этноса.
Критики утверждают, что деятельность Темняткина — это пример искусственно выстроенной идентичности. Так, доктор исторических наук Ю. Зарецкий с неодобрением говорит о его подходе, который делает «кацким» абсолютно все, что связано с этими людьми — от обычаев до исторических событий, как, например, восстание в Нефедово в 1919 году, которое в «Кацкой летописи» Темняткин называет «Кацким восстанием». К тому же, ученые критикуют использование Темняткиным теорий Льва Гумилёва о пассионарности и этногенезе, считая их подход не вполне корректным в контексте исследования кацкарей.
Учёные приходят к единому мнению: кацкари активно поддерживают идеи Темняткина, поскольку создание и укрепление своей идентичности открывает им новые возможности и ресурсы.
И хотя некоторые критикуют это стремление, на самом деле в этом нет ничего плохого. Люди, сохраняя и развивая свой уникальный образ жизни, защищают те традиции и ценности, которые стали основой их культуры и жизни. Это естественное желание сохранить то, что важно и дорого для их сообщества.
В 2000 году в деревне Мартыново, что в Ярославской области, появился особенный музей — настоящий уголок кацкой культуры, сохранивший душу древних традиций. Здесь, среди простых деревянных домов и ухоженных огородов, не встретишь дачников, что бывает во многих других российских деревнях. Все местные жители — это те, кто живет и работает здесь постоянно, ведет хозяйство и заботится о сохранении прошлого.
Музей, как и сама деревня, стал живым примером того, как можно сохранить крестьянский уклад, который в большинстве регионов уже ушел в прошлое. Здесь рассказывают о кацком театре, показывают, как устроено натуральное подворье, и угощают вкуснейшими блюдами, приготовленными на русской печи.
Туристов особенно привлекает программа «Побахорим по-кацки», где жители и экскурсанты говорят на старинном кацком диалекте, таким образом погружая гостей в уникальную атмосферу этого народа.
Со временем Мартыново стало настоящей точкой притяжения для туристов. И хотя изначально музей не ожидал такого наплыва посетителей, сейчас автобусы с экскурсантами продолжают привозить сюда людей из разных уголков страны, а сама деревня продолжает жить и развиваться, сохраняя свою самобытность и привлекая все больше ценителей уникальной культуры.
Тенденция, которая растет с каждым годом, по-настоящему радует: люди все чаще стремятся вернуться к корням, прикоснуться к жизни своих предков. Это возвращение к истокам, к родным традициям, становится важной частью культурного возрождения.
В этом процессе кацкие инициативы оказывают значительное влияние, обогащая культуру всей страны. И, что интересно, не только россияне, но и иностранцы проявляют интерес. Недавно канадец, который путешествовал по величественным Санкт-Петербургу и Москве, признался, что Мартыново поразило его особой прелестью — словно вкусное блюдо, в котором есть что-то уникальное и непередаваемое.
Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍
Подпишитесь на канал,
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5