Тупиковые улицы представляют собой неотъемлемую часть городского планирования мусульманского мира. Их делали специально.
Большое влияние на планирование мусульманских городов оказали предписания и запреты религии. Они определяли их физические и социальные аспекты. Города развивались вокруг религиозно и социально ориентированных объектов, таких как мечеть, базар, куллие (религиозный комплекс). Это способствовало тому, что связи в них формировались не финансовыми институтами, а взаимоотношениями между людьми. Таким образом, с одной стороны, города приобретали структуру, которая поощряла религиозность и добродетельность, с другой стороны, эти качества способствовали строительству соответствующих городов. Города влияли на людей, а люди – на них.
Тупики наряду с внутренними дворами, заповедными территориями (хима) и общественными пространствами составляли один из четырех основных элементов мусульманского города. Оканчиваться такие улицы могли как рукотворными, так и природными препятствиями. Тупики можно увидеть в исторической части многих древних городов, таких как Медина, Дамаск, Багдад, Бухара, Самарканд, Ташкент, Ахлат, Балх, Каир.
Считается, что первые образцы тупиковых улиц наблюдались в Медине, которая представляет собой первый образец урбанизации и городского планирования в исламском мире. Подобно тому, как верующие во всем берут пример с Посланника Аллаха (мир ему), основывая новые селения, они строили их по образцу Медины, переняв в том числе и такой элемент, как тупиковые улицы. Поэтому, несмотря на разные культуры, традиции, языки всей огромной территории исламского мира, города везде имели схожую планировку.
В наши дни тупиковые улицы воспринимаются как следствие непродуманной планировки, но в мусульманских городах прошлого они создавались намеренно и имели свои функции. В чем же они заключались?
В мусульманских городах каждая махалля (квартал) представляла собой изолированную единицу. Эта изоляция иногда обеспечивалась узкими улицами, а иногда тупиками. Жители таких улиц всегда были в курсе, кто заходил к ним в квартал, и кто выходил. Таким образом обеспечивалась конфиденциальность.
Кроме того, тупики использовались как безопасная игровая площадка для детей, где они могли развлекаться, не доставляя беспокойство жителям махалли, а родители всегда могли следить за ними. Также тупиковые улицы могли быть местом отдыха и прогулок для пожилых людей, возраст которых не позволял им длительных прогулок.
Если тупиковая улица располагалась на возвышенности или упиралась в природное препятствие, такое как река или ручей, то нередко превращалась в социальное пространство, где жители махалли встречались и общались между собой.
Нет комментариев