С 1924 года жила в Москве. В 1940 году Ковшова окончила среднюю школу, а затем снайперские курсы. Работала в тресте "Оргавиапром", одновременно училась на подготовительных курсах при Московском авиационном институте.
Перед войной вместе с родителями жила в городе Бугуруслане (Оренбургская область) на улице Чапаевской, дом 118.
С 1941 года Наталья Ковшова в Красной Армии: окончив снайперскую школу в Москве, в октябре ушла добровольцем на фронт.
В октябрьские дни 1941 года, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, там (в Доме крестьянина) шло формирование добровольческого батальона Коминтерновского района столицы. Среди сотен записавшихся были две девушки - Мария Семёновна Поливанова и Наталья Венедиктовна Ковшова.
Уже в первые дни пребывания в батальоне Наталья Ковшова и её подруга Мария Поливанова зарекомендовали себя исполнительными бойцами. Всё свободное время они стремились посвятить повышению своих военных знаний, учились у опытных бойцов. Девушки оказались и отличными инструкторами: своё снайперское умение старались передать другим воинам. Лишь за 2 месяца пребывания в армии подруги обучили 26 человек, главным образом девушек.
В феврале 1942 года батальон прибыл на фронт. И уже через несколько дней начались ожесточённые бои, в которых особенно отличились Наталья и её подруга Поливанова. 21 и 22 февраля в бою за Новую Руссу они впервые вышли на "охоту" и открыли свой боевой счёт, уничтожив 11 фашистов, главным образом "кукушек", засевших на деревьях и мешавших наступлению наших войск. Для них началась напряжённая фронтовая жизнь. Бои следовали за боями, успех им сопутствовал.
Первое время Наталья была снайпером-наблюдателем при командире полка. Однажды ей поручили выполнить несколько необычное задание. При взятии села Рутчева необходимо было уничтожить немецких пулемётчиков и миномётчиков, засевших на колокольне церкви. После этого ей предстояло корректировать стрельбу нашего орудия. И Ковшова успешно справилась с заданием. Со второго же выстрела весь купол церкви был разворочен. Наши части получили возможность продолжить наступление.
В том же бою Ковшова, рискуя жизнью, под ураганным огнём противника вытащила с поля боя тяжелораненого командира батальона старшего лейтенанта Иванова.
В другой раз нужно было во время боя установить связь с одним из наших подразделений, находившимся за оврагом. Посланные туда связные не вернулись. Тогда выполнить это задание вызвалась Наталья. Она поняла ошибки предшествующих связных, которые погибали в овраге, и приняла решение пересечь опасную зону в другом месте. Ей удалось благополучно добраться до подразделения и установить с ним связь.
С каждым днём рос и снайперский боевой счёт Ковшовой и Поливановой. Их направляли на самые трудные участки, на самые ответственные рубежи. И всякий раз они успешно справлялись с боевыми заданиями. Так же успешно воевали и их ученики.
В начале марта 1942 года, во время боёв за деревню Великушу, Ковшова истребила 12 фашистов, вывела из строя пулемётный расчёт противника, что дало возможность нашему подразделению продвинуться вперед. В те же дни она вынесла с поля боя тяжелораненого командира полка майора Довнара. Тогда же впервые была ранена сама, а через 2 дня - Маша. После недолгого пребывания в госпиталях девушки встретились. Их дружба крепла и закалялась.
20 мая Ковшову снова ранило, на этот раз осколками снаряда в обе руки и обе ноги. Но она не ушла с поля боя, пока не была выполнена задача по освобождению деревни. И лишь после этого отправилась в санчасть. Но как только раны начали заживать, она раньше времени выписалась из санчасти и вернулась в свой батальон, чтобы снова бить врагов.
К лету 1942 года общий боевой счёт уничтоженных врагов у Ковшовой и Поливановой перевалил за 300 (хотя по другим данным - это включая достижения их учеников). За этот подвиг они были награждены орденом Красной Звезды.
Наступил август 1942 года. Враг, выбитый из своих укреплений, старался возвратить утерянные позиции и предпринимал одну за другой яростные контратаки. Казалось, не было на земле живого места: снаряды ложились один около другого. Перед частью, в которой служили Ковшова и Поливанова, была поставлена задача прорвать оборону противника. 14 августа пошли и наступление. На один из ответственных участков была выдвинута группа снайперов, в том числе и лучшая боевая пара - Наташа Ковшова и Маша Поливанова.
Шёл уже второй день боя. Немцы предпринимали одну яростную атаку за другой. По небольшому участку передовой линии нашей обороны они выпустили свыше 1300 снарядов и мин. От их разрывов дрожала земля. На ней, казалось, было уничтожено всё живое. Однако советские воины держались стойко. Снайперская группа и автоматчики продолжали мужественно отражать вражеские атаки: лишь за несколько часов уничтожили свыше 40 фашистских солдат. Но противник, несмотря на большие потери, продолжал настойчиво атаковать.
Немцы залегли в лощине, полукругом огибавшей опушку леса. Вскоре им удалось окружить, а затем отрезать нашу снайперскую группу от основных сил батальона. В это время был убит командир группы. И вот тогда командование ею взяла на себя Наталья Ковшова. Когда же враги снова поднялись в атаку и приблизились на несколько десятков метров, она приказала открыть по ним огонь из всех видов оружия. И уже через несколько минут подступы к группе снайперов были усеяны десятками трупов фашистов. Атака противника захлебнулась, и он отступил. Наступила передышка. Но она длилась недолго. Вскоре немцы снова открыли губительный миномётный и автоматный огонь по месту расположения снайперов, а затем перешли в атаку.
Снайперы продолжали вести меткий огонь по врагу. Однако группа редела. Вскоре в живых осталось только трое: Мария Поливанова, Наталья Ковшова и снайпер Новиков. Все они были ранены. Особенно в тяжёлом состоянии находился Новиков. Он уже не мог стрелять, лишь беспомощно смотрел на то, что происходило вокруг. "Наташа хотела мне помочь, - расскажет потом в госпитале Новиков, - хотя сама была ранена. И Маша тоже была ранена. Я видел, как они несколько раз перевязывали друг друга. У них кончились патроны, и они отбивались гранатами".
Бой продолжался, но слишком неравными были силы. Немцы всё настойчивее наседали на позицию снайперов. Вокруг рвались гранаты, мины. Всё было окутано пылью и дымом. Воспользовавшись этим, враги почти вплотную подползли к снайперам. Они, видимо, догадывались, что те ранены, и попытались взять их живыми.
- Рус, сдавайс! - кричали фашисты.
- Русские девушки в плен не сдаются! - зло ответила им Ковшова.
Несмотря на раны, снайперы продолжали отбиваться. Боец Новиков запомнил их последние слова:
- Наташенька, - сказала Поливанова, - у меня уже нет сил бросить последнюю гранату.
- И не надо бросать, - ответила Наташа. - Ты только подожди минуту, а затем встряхни её.
Некоторое время девушки лежали неподвижно. Когда же немецкие солдаты подползли совсем близко и наклонились над ними, те неожиданно приподнялись. Раздались одновременно два взрыва, которыми было уничтожено около десятка фашистов.
Так, взорвав гранатами себя вместе с врагами, погибли в расцвете сил Наталья Ковшова и Мария Поливанова. До последней минуты жизни они были верны военной присяге, Родине, своему долгу защищать её до последней капли крови.
Подоспевшие бойцы полка, в составе которого сражались отважные снайперы, отбросили противника назад. Санитары подобрали потерявшего сознание от большой потери крови Новикова и отправили его в госпиталь. Придя в себя, он и рассказал о героической гибели отважных девушек.
В феврале 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Наталья Венедиктовна Ковшова и Мария Семёновна Поливанова, первыми среди девушек-снайперов, были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
#наркомпоиск #великая_отечественная_война #вторая_мировая_война #военнаяархеология #поисковыйотряд #военнаяистория #ww2

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев