Погибли 30 человек — лётные экипажи, перегоняющие по трассе Алсиб (Аляска—Сибирь) полученные по ленд-лизу самолёты.
Авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту. Ли-2, действуя на трассе Алсиб (известна также как Красноярская воздушная трасса или КВТ) в составе 5-го перегоночного полка, должен был доставить группу военных лётчиков для приёмки новых самолётов. Однако сразу после взлёта самолёт разбился на территории аэродрома, при этом погибли 30 человек (по другим данным — 20 погибших, по числу установленных имён). На тот момент это была вторая крупнейшая авиационная катастрофа на территории России (после катастрофы АНТ-20 в 1935 году, 45 погибших).
Из воспоминаний командира 4-го Перегоночного авиаполка Виктора Михайловича Петрова:
Собрались на аэродроме большой группой. Был чудный солнечный прозрачный день. На аэродроме стояло 2 самолета — один Ли-2, который должен был везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования, и второй самолет — новый американский «Дуглас» Си-47, предназначенный везти мою эскадрилью обратно в Якутск. Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет Ли-2. Поскольку было раннее утро, на аэродроме никаких полетов да и самолетов, кроме наших двух, не было. Ли-2 пошел на взлет прямо со стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на восток. Подлетая к нашей стоянке, то есть к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет.
Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка — 3100 литров бензина. Полыхала так, что даже у нашего самолета было стоять жарко.
Вот так страшно была омрачена радость первой сдачи самолетов в Красноярск. По непонятным причинам погиб фронтовой летчик командир Ли-2 Барков и унес с собой почти 30 человек. Заместитель Мазурука Фокин остался расследовать катастрофу, а я со своей эскадрильей тут же вылетел в Якутск на Си-47.
Вероятными причинами катастрофы были названы обледенение и превышение максимального взлётного веса.
Все погибшие (пассажиры и экипаж) были захоронены в Красноярске на Троицком кладбище. На братской могиле впоследствии был установлен памятник.
#наркомпоиск #великая_отечественная_война #вторая_мировая_война #военнаяархеология #поисковыйотряд #военнаяистория #ww2 #вов

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1