Впервые самолёт мальчик увидел в начале десятых годов, когда в Тифлис приезжал авиатор Уточкин и демонстрировал полёты над Курой. Тогда возникли первые мечты об авиации.
В 1919 году Георгий начал работать на чугунолитейном заводе в родном городе, осенью поступил в железнодорожное техническое училище - единственное техническое учебное заведение Грузии. Вскоре Бериев стал комсомольцем, летом 1921 года добровольцем вступил в Красную Армию.
В 1924 году Георгий стал студентом Тифлисского Политехнического института, а в 1925 году ему удалось перевестись в Ленинградский Политехнический институт, где существовало авиационное отделение.
После окончания Ленинградского Политехнического института в 1930 году Бериев начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ.
Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова, Бериевым в 1930 году был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолёта в мае 1932 года принимается решение о запуске его в серийное производство.
В 1933 году в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду №5. 1 октября 1934 года согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 года к в Таганроге создаётся ЦКБ морского самолётостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев.
Корабельный катапультный самолёт КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярах.
Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время Великой Отечественной войны уже в Сибири - вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск.
В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 году был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 году макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 году создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 году многоцелевую амфибию Бе-8.
На Бе-8 были испытаны в качестве взлётно-посадочных устройств подводные крылья.
Летом 1945 года в составе группы офицеров инженер-полковник Бериев вылетел из Москвы в Берлин, затем отправился в Штеттин, где нашли вполне пригодный для буксировки авианосец, осмотрели базу гидроавиации на острове Рюген.
В 1946 году Георгий Михайлович был назначен директором и главным конструктором завода опытного морского самолётостроения.
Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолёта) с 1956 по 1961 год
В 1961 году на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолёта скорость - 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном самолёте-амфибии Бе-12 (М-12) "Чайка" с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета.
С началом "ракетизации всей страны" в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолёту, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлётным весом до 1000 т).
В этих условиях ОКБ-49 создаёт крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности.
Бериев начинает разработку самолёта для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 году совершил первый полёт пассажирский 14-местный самолёт Бе-30.
Как и его развитие - Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты.
Ушёл из жизни Георгий Михайлович Бериев 12 июля 1979 года в Москве.
#наркомпоиск #великая_отечественная_война #вторая_мировая_война #военнаяархеология #поисковыйотряд #военнаяистория #ww2 #вов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев