Они были такой знаковой деталью, потому что автоматически делят все наличники на два лагеря: со ставнями и без оных.
И вот представьте, приезжаю я как-то в Бурятию, в старообрядческие сёла, где сохранилось довольно много домов середины XIX века (здесь на фотографиях Тарбагатай, но в двух других была сходная картина) и обнаруживаю наличники с одним ставнем. Они ещё конечно не ломают мне всю структуру несформировавшейся типологии, но добавляют ещё одну ветвь: теперь кроме собственно наличия ставень надо учитывать и их количество.
Но дальше больше: если на доме два окна, то ставни смотрят в разные стороны.
А если три — то среднее окно имеет две ставни, а крайние по одной.
Причем некоторые ставни держатся на двух петлях, а некоторые на трёх…
Потом ещё появились рудиментарные ставни Урала и Польши, потом складные ставни Брянской области... А затем постепенно вообще вся эта концепция с типологией как-то отошла на второй план. Но когда я всю страну отсниму я к ней ещё вернусь))
PS Кстати обратите внимание, насколько разные навершия у здешних наличников! Прям раздолье для коллекционера)
#nalichniki #наличники #деревянноезодчество #впоискахналичников
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1