#прибыль
Для того чтобы сделать выводы относительно эффективности функционирования, можно сравнить прибыль за отчетный период с предыдущими периодами. Например, в прошлом году она составляла 150 000 рублей. Зная это, уже можно сказать, что прибыль возросла на 50 000 рублей, или на 33,3%. То есть в отчетном году предприятие сработало эффективнее.
Для расчета рентабельности нужно размер полученной прибыли разделить на совокупный объем продаж (выраженный в денежной форме). Нормальным значением этого показателя является 8-10%. Если рентабельность ниже, то предприятию есть смысл продумать варианты увеличения прибыли. Величина рентабельности и прибыльность в целом зависят еще и от сферы деятельности бизнеса.
Формула и определение понятия
Когда ведется расчет прибыли от продаж используется формула, в которой показатель узнается как разница между валовой прибылью и расходами (управленческими и коммерческими). В свою очередь, валовая прибыль – это разность между выручкой от продажи и себестоимостью реализации. К последнему показателю относятся только те затраты, которые были понесены непосредственно на продажу товаров.
Представим это в виде формулы:
Прпр = Впр – УР – КР, где:
Прпр – прибыль от продаж;
Впр – валовая прибыль;
УР, КР – управленческие и коммерческие расходы.
Впр = Во – Сбст, где:
Во – общий объем выручки;
Сбст – себестоимость реализованной продукции.
Рассмотрим небольшой пример. Допустим, предприятие занимается продажей бытовой техники. В отчетном году было реализовано 2000 пылесосов по цене 5000 рублей.
Общая выручка составит: Во = 5000 * 2000 = 10 000 000 руб. Себестоимость одного изделия – 3300 рублей, всех изделий:
Сбст = 3300 * 2000 = 6 600 000 руб.
Коммерческие и управленческие расходы – 840 500 и 1 450 500 рублей соответственно. Для начала определим размер валовой прибыли: Прв = 10 000 000 – 6 600 000 = 3 400 000 руб.
Осуществим расчет прибыли от продажи продукции:
Прпр = 3 400 000 – 1 450 500 – 840 500 = 1 109 000 руб. Если от прибыли от продаж отнять остальные расходы и все налоги, то получится чистая прибыль.
Что влияет на прибыль от продаж? Какие факторы оказывают влияние на показатель?Для поиска резервов увеличения прибыли нужно понять, от чего она зависит. На размер прибыли, полученной в определенном периоде, влияют две группы факторов – внутренние и внешние. В первую группу входят те показатели, которые используются при расчете прибыли:
- Объем продаж продукции. Если сделать упор на продажу продукции с высокой рентабельностью, то величина прибыли возрастет. Если увеличить объем продаж с низким уровнем рентабельности, то размер прибыли уменьшится.
- Стоимость (цена) реализуемой продукции. Зависимость прямо пропорциональная: цена растет – прибыль растет, цена снижается – прибыль становится меньше.
- Структура ассортимента продукции, которая реализуется. Зависимость такая же, как и с объемом – при увеличении процента наиболее рентабельной продукции от общего объема продаж прибыль возрастет, при увеличении продукции с низкой рентабельностью – наоборот, упадет.
- Себестоимость. При снижении себестоимости товара прибыль возрастает, при увеличении – наоборот. Снижение себестоимости возможно за счет изменения материалов и сырья, что может привести к ухудшению качества.
- Расходы на управление, коммерческие расходы. Зависимость такая же, как и с себестоимостью.
Внешние факторы – это состояние рыночной среды, на которой осуществляются продажи. Изменить ее условия предприятие не в силах. К данным факторам относятся:
- величина отчислений на амортизацию;
- стоимость тех материалов и сырья, которое используется при изготовлении продукции (для производственной сферы);
- состояние рынка – соотношение спрос-предложение на товар (конъюнктура);
- природные условия, воздействие форс-мажорных и непредвиденных обстоятельств;
- государственная политика – штрафы, льготы, ставки по процентам и налогам и т.п.
Некоторые пути увеличения показателя
Есть ли возможность увеличить продажи?Можно выделить два основных и самых простых метода увеличения прибыли от продаж – это либо увеличение объема продукции, либо снижение затрат на ее выпуск и реализацию. Поскольку прибыль от продаж зависит, прежде всего, от объема продаж, можно пойти интенсивным путем и просто увеличить объемы реализации продукции. В ходе анализа нужно выяснить, какой товар продается лучше всего и насколько его продажа выгодна. Если рентабельность у него высокая, а спрос низкий, то нужно поискать пути стимулирования сбыта – провести рекламную кампанию, найти новые целевые аудитории, изменить дизайн или некоторые характеристики товара. Чем больше покупателей получится привлечь, тем больше в итоге станет прибыль.
Если реализуемый товар еще и производится на предприятии, то можно увеличить прибыль через снижение себестоимости. Для этого нужно найти более дешевые материалы и сырье (либо худшего качества, либо путем смены поставщиков). Материальные затраты составляют до 80-90% всей себестоимости, поэтому при экономии на материалах итоговый результат получится значительно меньше. Также эффективным способом является оптимизация трудовых процессов (автоматизированное производство, внедрение новых технологий).
Нет комментариев