Еврейская община города Хасавюрта существует уже многие десятилетия. Говорить о том, в каком именно году сформировалась община, я не берусь. При сборе информации, опросе старейшин, записи их воспоминаний, я не нашла ответа на вопрос когда возникла община и кто был во главе ее.Одно нам известно точно, что хасавюртовская община является одной из старых еврейских общин городов Северного Кавказа. С самого основания города в нём жили как ашкеназские евреи, демобилизовавшиеся из армии, так и горские. Согласно переписи населения 1897 года в Хасавюрте было 5 312 жителей, из них 762 еврея. Во время Гражданской войны евреи, проживавшие в Хасавюрте, подверглись погрому. В послереволюционные годы число евреев в Хасавюрте немного уменьшилось. В годы Великой Отечественной войны почти все мужчины- евреи ушли на фронт, многие из них погибли, вследствие чего еврейское население Хасавюрта сократилось. Но ситуация со временем стала меняться и в 1984 году здесь проживало примерно четыре тысячи евреев. Некоторые подвергают сомнению эту цифру, хотя по рассказам старших такое число евреев действительно здесь проживало.Синагога еще с дореволюционных времен располагалась в центре города и была одним из самых красивых зданий в Хасавюрте, с куполом, с расписными потолками , витражами. В период воинствующего атеизма Советской власти и долгие годы после Великой Отечественной войны это здание пустовало. Вспоминая рассказы старших сестер моей мамы, которые родились еще до войны, чтение Торы было под запретом, а тем более ее изучение. Мой дедушка Давыдов Эвшей, раввин, как и многие другие главы семейств, тайно учил своих детей чтению молитв, соблюдению заповедей.Слышала, что городские власти предлагали еврейской общине забрать себе здание синагоги, но по какой причине община отказалась от здания - неизвестно. Теперь это крепкое и красивое здание из красного кирпича переоборудовали под спортивный зал.Свадьбы в Хасавюрте горские евреи играли по три дня. Родственники приезжали из разных городов и сёл на неделю раньше свадьбы. Все дружно готовились к этому событию, во дворе строили беседки, сооружали шатры. Молодёжь украшала свадебный шатер шарами, гирляндами, вешали ковры на стены двора. Женщины готовили обеды, пекли пироги. Раввин резал кур, коров, барашек к свадьбе. Сватовство, свадьбы и другие мероприятия проводили строго по адатам горских евреев.Горские вереи Хасавюрта занимались не только традиционными промыслами, отделкой шкур, многие работали на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, некоторые даже занимали руководящие должности в разных сферах. Наши люди работали в администрации города, в учебных и медицинских заведениях, в сфере услуг.В годы так называемой «перестройки» еврейские семьи начали уезжать из Хасавюрта. Устраивали большие проводы с застольем, музыкой и танцами. В те годы репатриация в Израиль воспринималась как «уехать навсегда», «билет в одну сторону», поэтому это вызывало слезы родных и близких. Со временем община Хасавюрта становилась все меньше и меньше.Выходцы из Хасавюрта в настоящее время проживают в разных городах и странах, со многими я общаюсь в социальных сетях, по телефону, веду переписку. Знаю преподавателей в школах Пятигорска, в институтах Москвы, читающих лекции в Израиле и в Америке. Музыкант и композитор Григорий Исмаков - уроженец города Хасавюрта. Известный писатель, сказочник, фольклорист Амалдан Кукулу так же родился в Хасавюрте. Родившуюся в Хасавюрте актрису Викторию Исакову теперь знают во всей России.В данное время в Хасавюрте проживает два десятка еврейских семей. Конечно, семьи, которые проживают в Хасавюрте можно назвать пофамильно и это не займёт много времени. Михайлова Ася с сыновьями, большая семья Ароновых, большая семья Семендуевых, Исакова Гала, Быховская Жанна, Дарманова Дина и другие. Шубаева Инесса работает на ответственной должности, она заведует детским садом. Ее сын Даниэль Шубаев работает в городском центре занятости и труда. Есть еврейская молодежь в Хасавюрте, они трудятся, создают семьи.Праздники Рош-а-Шана, Ханука, Пурим, Песах и другие проходят в помещении общины. Общаясь с представителями общин других регионов, часто слышу такую фразу «Да кто там остался в Хасавюрте… одни старики!». Это не совсем так. К сожалению, как раз людей самого старшего поколения и не осталось. Иногда задают вопрос «Что они там до сих пор делают?!» или «Почему они не уезжают оттуда, ведь все их родственники давно уехали?» У каждого из тех, кто остался по сей день жить в Хасавюрте, есть на то свои причины. Их можно назвать «старожилами общины», или «патриоты малой родины», как угодно , но именно благодаря им и сохранена маленькая, но дружная еврейская община. Сохранено еврейское кладбище. Собираются на еврейские праздники, которые проводят строго по иудейским традициям и законам.Но, читая этот мой рассказ, может сложиться мнение, что жизнь евреев в Хасавюрте самая радужная и безоблачная. Это далеко не так. Конечно, есть свои трудности у общины в целом и у каждого из членов общины в отдельности. Помощь от еврейских благотворительных организаций была бы хорошим подспорьем. Интересные проекты могли бы задействовать молодежь, дать ей возможность выезжать на семинары для молодых людей, как религиозные, так и светские. Хочется призвать представителей молодежи еврейских общин Пятигорска, Нальчика, Дербента найти пути к взаимодействию с молодыми людьми, живущими в Хасавюрте. Организовать возможность их приезда на праздники, на молодежные мероприятия, которые особенно успешно проходят в Пятигорске.Помещение, в котором изредка собирается община, в настоящее время имеет не самый благоприятный и обустроенный вид. Нужно отдать должное этим жителям, этой маленькой, но крепкой еврейской общине. Именно те, кто живет сейчас в Хасавюрте, они и поддерживают жизнедеятельность общины. Особенно с гордостью хочется отметить, что в Хасавюрте первым на Северном Кавказе в мае 2016 года стартовал проект «Каменный архив», который успешно выполняет поставленные задачи по реконструкции памятников и очищению территории. И все это делается исключительно за счет средств выходцев из Хасавюрта, чьи родственники похоронены на этом кладбище. Его инициатор – Международный благотворительный фонд СТМЭГИ во главе с Германом Рашбиловичем Захарьяевым. Руководит проектом исполнительный директор фонда СТМЭГИ Данил Данилов.Кукулиева–Шамилова Ситараstmegi.com https://gorskie.ru/juhuro/community/item/26730-gorskie-evrei-v-dagestanskom-gorode-khasavyurte
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев