Наконец-то пришло долгожданное письмо от Иосифа Марченко. Зина открыла его зубами и с волнением прочла: "Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить!.... Иосиф Марченко муж Зинаиды Туснолобовой: - "Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя -— мы всегда будем вместе. Я — твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, до тебя, моя любимая, и заживем мы счастливо… Писать больше некогда. Скоро пойдем в атаку. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Целую бесконечно. Крепко люблю тебя, твой Иосиф". Письмо придало девушке новые силы. Она научилась писать с помощью резиновой манжетки, надетой на ампутированную выше локтя правую руку, и согласилась на сложную операцию, при которой ей разделили кости предплечья левой руки и пересадили туда мышцы. Со временем Зина смогла обслуживать сама себя и надеялась, что сможет передвигаться самостоятельно. ПИСЬМО ВОИНАМ 1-го ПРИБАЛТИЙСКОГО ФРОНТА.
13 мая 1944 года Зина написала воинам 1-го Прибалтийского фронта письмо, которое было напечатано во фронтовой газете «Вперед на врага»:
«Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк!
Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.
Я была лаборанткой-химиком. Когда грянула война, вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт. Здесь я участвовала в боях, выносила раненных. За вынос 40 воинов вместе с их оружием правительство наградило меня орденом Красной Звезды. Всего я вынесла с поля боя 123 раненых бойца и командира. В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу…
И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы еще один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!
Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.
Комментарии 5