Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое,
задорный «конек» на крыше. Изба, она - же дом, она же - произведение
искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.
Но стоит печалится изба, стоит выстуженная и опустевшая...не нужна
более. Стала изба застывшим памятником, образцом деревянного зодчества. А
избе нужна жизнь: чтобы печка была натоплена, детишки под лавками
копошились, каши варились и пироги стряпались…
«Я жил, живал, на босу ногу топор одевал, топором подпоясывался»
Наши деды и прадеды не строили, но рубили: «срубить избу» значит
построить дом. Опытному плотнику только топор в руки дать – он и сложит
избу от «подклета» до крыши.
Ни пилы, ни гвоздей, ни молотка – один-одинешенек топор. Им валили
деревья, им очищали их от сучьев, им обтесывали, им доски «выглаживали»
будто по шнурку. Да и зачем пила? Распилишь бревно, будут концы
махриться, а значит быстро впитывать влагу и гнить. А при обработке
топором, наоборот, деревянные волокна уплотняются и становятся
водоустойчивыми. Да, и гвозди ни к чему были: мало того, что железную
поковку всегда отличала дороговизна, так у опытного мастера и без нее ни
одно бревнышко не сдвинется, прилаженное крепко накрепко.
«Углы в простую чашу рублены»
Деревянная изба не нуждалась в фундаменте, сруб клали прямо на землю,
иногда только подтыкали под углы дома большие камни или пни крупных
деревьев. Но не обходилась русская изба без «подклета» - подпола, в
котором и скот держали, и птицу, и съестные припасы хранили.
Не избяной сруб, а загляденье! Одно бревно, словно через другое
пропущено, переплетено! Как же это? Отступив от конца бревна, мастера
делали вырубку до середины, округлую, подобно чаше. В эту вырубку
укладывали поперечное бревно. Четыре бревна, скрепленные в квадрат таким
способом, образовывали венец.
На первый венец клали второй, третий и так до самой крыши. Во избежание
щелей плотник прилаживал бревна друг к другу как можно плотнее,
вытесывая в каждом верхнем бревне продольный желоб, паз, плотно
прилегавший к нижнему. А для теплоизоляции укладывали между бревнами мох
– все здесь просто и, казалось бы, грубо, шероховато, но все же прочно и
надежно.
И главное: такую избу плотники умельцы могли сложить всего-навсего за
один световой день, а при необходимости разобрать и перевезти на новое
место, чтобы вновь отстроить. Но самое время приниматься за крышу!
«Курица на курице, а хохол на улице»
Нарисовался горделиво деревянный сруб, будущая изба. Поджидает, когда же
над его торцовыми стенами возведут треугольные бревенчатые фронтоны,
так называемые «щипцы». Они-то и будут держать на себе всю тяжесть
подкровельных конструкций: «слеги», «кокоры», «потоки». И снова без
единого гвоздя, орудуя лишь одним топором, мастерам удается сделать
невообразимое – крышу!
Вы только посмотрите: параллельно боковым стенам в бревна щипцов
врублены продольные горизонтальные бревна – «слеги», а поперек них
выложены «кокоры» или «курицы» - тонкие стволы молодых елей с торчащими
на конце корневищами.
Будто горделивые птицы, глядят «курицы» очертаниями своих голов-корневищ
на мир вокруг, вот-вот взлетят и исчезнут – только их и видели!
На загибающихся кверху концах «куриц» уложено длинное бревно с
выдолбленным лотком – «поток», он же водосток, он же и опора всей крыши.
Именно в «поток» упираются нижние концы кровельных досок, теснин, а
верхние концы, на стыке обоих скатов крыши закреплены тяжелым бревном –
«охлупнем».
Высоко взобрался «охлупень», на самый верх, и, словно выгибая конскую
голову, выглядывает наружными концами вперед. А мастер-плотник возьми да
и доведи до совершенства изгибы силуэта – вот и готов «конек»,
увенчавший творение!
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»
На Руси, богатой бескрайними, дремучими лесами, издревле строили жилища
из дерева, но не строили, а «рубили», как мы уже убедились. И ведь
помимо топора, заготовленного, обсушенного заранее леса и толкового
рукастого мастера ничего и не нужно было. Вот и получалось: во-первых,
дешево; во-вторых, быстро – дерево, в отличие от камня, легко поддается
обработке; в-третьих, гигиенично!
Дерево, подобно любому другому живому организму, дышит, а значит, дышит
каждый, кто находится в деревянном доме.
Легко и свободно дышит.
Да и как иначе: всегда в нем сухо и свежо, летом в полуденный зной
прохладно, а зимой в лютый мороз тепло. Но есть у дерева непримиримые
враги: огонь, сырость, жуки-древоточцы. Как ни руби, как ни укладывай,
как ни прилаживай, бесполезно - не выстоять избе века вечные.
Дышим ли мы, спрятавшись в высокоэтажных, многоквартирных железобетонных
домах, которым не так страшны огонь и влага, и, уж тем более, жуки? То
ли дело изба! Протянешь руку, дотронешься до шероховатой поверхности
бревен, разглядишь неповторимый, невообразимый доселе узор древесных
волокон. Здесь и прошлое, и будущее, и настоящее с мыслью о
недоварившейся еще в печи каше, о нелегкой зиме, предстоящей весне,
что-то там еще уготовано.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1