Этот персонаж — один из самых ярких и известных в славянском былинном
эпосе. Обычно, Змей Горыныч — антигерой, коварный и страшный, с которым
сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность
реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и
изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
Образ зла
В мифах очень многих народов присутствуют драконы — змееподобные
монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например,
древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у
которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали
пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые
еще и плавали.
Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном
морском чудище Левиафане.
Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой
испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить
подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры — олицетворение
зла.
Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под
собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища
татаро-монгольских или других степных кочевников.
Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были
бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две.
Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников
сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до
прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.
Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси
использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его
добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот
народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А
вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены,
наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.
Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся
огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим
восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ
чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
Страж мира мёртвых
В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной
сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с
обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что
подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо
отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут»,
а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.
В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына
Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет
прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра
Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.
Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство
мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке,
нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а
значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.
Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на
основе самых древних космогонических мифов.
В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое,
произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство —
тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять
мироздание.
Отголоски реальности
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических
драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле
динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли
сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали
всевозможные мифы.
Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис
Рыбаков считал, что жители Новгорода IV - V веков поклонялись некоему
ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он
писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII
века из раскопок в Новгороде. (...) Левая (от гусляра) сторона
инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера.
Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На
оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в
орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица),
земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и
благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости
инструмента...»
Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях
находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях
оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь
не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой
и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.
В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании
града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим
обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и
пожирал оставленную ему местным населением жертву.
Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во
время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца
историю появления Юрьевского скита: «...Был Зверь-змияка, этот
Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит
святой стоит (...). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в
Ильмень-Озеро...»
Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал,
что «...В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними
затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей
земле и молились богу. Они прятались и он сбегал...»
И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в
реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение
сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1