Бостанов М.С. Лагерь альпинистов. 2009. (Холст, масло. 60х120. Фонд КЧГУ)
Узнав, что я пишу о Магомеде Сосрановиче, директор Института культуры и искусств, Огузов Виталий Биталевич прислушался. На мой вопрос:- А как вы думаете, Виталий Биталевич, Бостанов находит такие виды для своих пейзажей потому, что он романтик?Ответил:- Да он не просто романтик, а абсолютный романтик! Чтобы запечатлеть интересный ракурс, может, жизнью рискуя на любую скалу забраться. Если послушать товарищей о его приключениях на пленэрах – куда только он не попадал! Вот недавно, забрался на самую высокую гору в районе озера «Девичьи слезы» на Домбае. Туда подниматься – километров пятнадцать вверх. В горах снег, холодно! А он притащил с собой этюдник, холсты, краски – писал целый день. С такой высоты открывается вид на два ущелья. Два этюда и написал. Устал уже, случайно оступился и задел этюдник. Тот перевернулся, зацепил с собой все его художническое снаряжение и заскользил со склона вниз по снежному насту, набирая скорость. С такой-то высоты! Как молот пробил лед и утонул! Хорошо, хоть сам Магомед не пострадал!А, вот еще, мне Владимир Ибрагимович рассказывал. Пошли они на Марухский перевал писать. Добрались до водопада, а там – огромные валуны. Ибрагимович остался внизу, поленился дальше идти, да он и писать-то любит такие каменные громады с контрастами в освещении и глубокими, падающими тенями, а Магомед полез вверх. А на верху плато разместилась пастушья кошара, охраняемая большими собаками. Те, как увидели приближающегося человека в широкополой шляпе с этюдником и натянутыми на подрамники холстами, конечно, приняли его за нечто, представляющее опасность и набросились на чужака. Спасаясь от них, Магомед полез в реку, перешел вброд на другой берег. Думал – отстанут от него. Оглянулся, они по берегу бегают в поисках переправы. А потом, как рванули к подвесному мостику, расположенному внизу по течению. Сообразил Магомед, что собаки дело свое знают, стал быстро по камнепаду вверх забираться. Когда они прибежали, уже был высоко на склоне. Преследователи остались внизу, не любят собаки острые камни – лапы могут поранить, да и наш, орел, сверху их закидал еще. Поднимался, поднимался, забрался в чащу леса – нашел интересный вид. Решил по своему обыкновению, спрятать этюдник где-нибудь, чтобы вернуться при случае и порисовать. Увидел под скоплением коряг большую нору, спрятал в нее этюдник и присел отдохнуть. Любовался-любовался окрестностями, да и заснул. А проснулся от дуновения ветра и какого-то сильного запаха. Как сам потом говорил: «в нос ударил запах тебердинского заповедника». Ветер дул со стороны норы, а то и не нора была вовсе – а берлога! Как не заметил сразу? И вот, вроде послышался какой-то шум, приближающийся хруст сломанных веток. А медведь в гневе набирает такую скорость, что может лошадь наскоку изодрать. Как припустил Магомед оттуда! Вернулся к водопаду, все ноги в кровь исцарапал! А там уже Эркенов с местным пастухом ждет его.- Где ты был? Где этюдник оставил?- А вон на той горе. - Брат, не надо было туда ходить, - встревожился пастух. – Там медвежьи владения, вся гора его.Рассказал, тогда Магомед про свое приключение… Это что! Он же на следующий день вернулся туда за своим этюдником и холстами! А ты говоришь – романтик! Он страха не знает! С Красного Октября, где он жил, по горам через Шоанинский монастырь в Карачаевск ходил, когда учился на художественно-графическом факультете!
Я не поверила и пошла спрашивать:
- Магомед Сосранович, неужели вы на учебу из Красного Октября пешком, через Шоану ходили? Это же километров шестьдесят вверх и вниз по извилистым горным тропам?
- Да, а что? Так, прогуляться.… А однажды зимой, даже от волков пришлось отбиваться! Снега по колено, два матерых волка в ущелье по темноте приблизились ко мне. Один крупный, почти по пояс был, накинулся на меня. А я пальто снял и перед собой двумя руками держу, чтобы он мне в лицо или горло вцепиться не смог. Он на меня набросился и вцепился в пальто, а я ногами его прямо в брюхо бить стал, так и отбился. Поднялся на вершину склона, там посветлее было. Волки постеснялись при свете дня на меня нападать и отстали.
Вот такой он у нас боевой романтик.
К разговору присоединился Владимир Ибрагимович Эркенов.
- Однажды на пленэре, в Учкулане он меня потерял. Разминулись в лесу, пошел очень сильный дождь. Лил так, как в народе говорят, можно было дождь в руке удержать. На базу он раньше вернулся и пошел меня искать. А я в лесу встретил пограничника, там же погранзастава недалеко. Солдат меня под свою плащ-палатку пустил. И вот мы идем вдвоем, поем песни военные. Навстречу выходит Магомед и спрашивает у пограничника, не видел ли тот меня. Вот чудак! Две головы, четыре ноги, разговариваем между собой, а он не понял, что нас под плащ-палаткой двое!А как он постоянно разыгрывает меня! Вот недавно со студентами спустились с серебряных водопадов. Ребята пошли в лагерь, а мы остановились воды попить. Он мне и говорит:
- Смотри, какая белка. Какой у нее пушистый хвост!
По сосне прыгала рыжая белка. Мы постояли, посмотрели на ее передвижения по веточкам.
- Давай я в лагерь за красками схожу, а ты постой здесь, посмотри, чтобы она не убежала.
Магомед ушел, а я остался. Смотрю на эту белку. Она своими делами занимается, шишки грызет. Час проходит, другой. Нет его! А до лагеря – рукой подать, голоса переговаривающихся слышно. Устал я ждать, дай, думаю, пойду, посмотрю, чем это он там так занят. Прихожу, все у костра сидят, отдыхают. Магомед и не собирался возвращаться! А на вопрос: «Где Эркенов?» ответил, что я за белками наблюдаю! И вот так он меня постоянно разыгрывает. Я не обижаюсь, с ним интересно. А для художника, интерес – это стимул. Он увлекает всех своей неуемной жаждой познания нового, неизученного, ненаписанного. Без устали готов идти ради яркого, запоминающегося момента. Он на природе оживает, воодушевляется сам и других увлекает. Настоящий мастер пейзажа, чувствует воздух, среду, пространство. Не заигрывает с красками, а подчиняет их своему особому, насыщенному кислородом видению цвета и текстуры. Еще и, как большинство творчески одаренных людей – левша
Комментарии 1