Интерес к большим татуировкам, татуированным лицам и неслабому количеству татуировок на теле типичен именно для XXI века — сейчас он разворачивается в таком масштабе, в котором не случался раньше, но, конечно же, был известен и за много лет до этого. Здесь мы будем говорить об этом феномене исключительно в западном обществе — на Востоке, будь то Япония или Полинезия, дела с масштабной татуировкой обстояли по-другому: она была достаточно привычным явлением.
Один из самых ранних и интересных случаев масштабной татуировки в западной культуре — плотно татуированные руки пилигрима Рэджа Стаббе (XVII век). Примерно в то же самое время в районе Миссисипи индейцы находят двух братьев Талон и воспитывают их как своих детей, в том числе проводят обряды инициации с большим количеством татуировок, среди которых есть и татуировки на лице. Когда дети выросли, они вернулись жить во французскую колонию и, согласно сохранившимся источникам, не испытывали из-за своих татуировок особых проблем с адаптацией.
Свою самую большую популярность татуировки и сильно татуированные люди получат благодаря цирку, где они выступали и фактически получали деньги за то, что имели на себе татуировки. Самый ранний пример — Жан Баптист Кабри, который начал свою карьеру с 1804 года и даже совершил турне по России. На смену Кабри в 1828 году пришёл плотно покрытый татуировками Джон Рутерфорд — как и в случае с Кабри, его маорийские татуировки выполняли островные племена, а частью его шоу были рассказы об обычаях туземцев и о том удивительном опыте, через который он эти татуировки получил.
Настоящего размаха показ татуировок достигает в 1869 году — с новым героем. Константин, грек по происхождению, провёл несколько лет в Бирме, где покрывал всё своё тело и лицо татуировками — на его теле их было 388. Он рассказывал, что четыре человека держали его, пока мастера набивали ему татуировку, и вообще был очень артистичен, став, пожалуй, первым татуированным человеком, который превращал свои татуировки в шоу.
Татуировки ещё долго будут считаться диковинкой, а людей с большим количеством рисунков будет окружать множество историй и мифов — один из них, например, используется в художественной книге Джона Ирвинга Until I Find You (где вымышленные персонажи переплетаются с культовыми татуировщиками прошлого века): что людям, чьё тело полностью покрыто татуировками, всё время холодно.
Цирк станет самой масштабной выставочной площадкой за всю историю татуировки. К началу XX века индустрия татуированных фриков при цирке достигает небывалого масштаба: по всему миру их уже около 300 человек, среди них есть женщины, и каждый зарабатывает огромные по тем временам деньги — около 200 долларов в неделю. Самым знаменитым татуированным человеком станет Большой Оми (он же человек-зебра), который обратился к главному татуировщику своего времени, Джорджу Буршетту с просьбой покрыть всё его лицо и тело широкими полосками. Когда Оми уходил с арены, он одевался и надевал маску на своё лицо, так что бесплатно его никто так и не увидел. Другой знаменитостью цирковой эпохи был Капитан Костентенус, всё тело и лицо которого было покрыто изображениями слоников и тигров. Отдельной историей в цирке были женщины: у знаменитой татуированной Леди Бетти Бродбент было 365 татуировок, среди которых было много лиц знаменитостей того времени. Другие женские татуировки представляли собой, как правило, милые мотивы вроде бабочек, сердец, цветов и ангелов, а костюмы варьировались от скромных купальников до самых экстравагантных вариантов, позволяющих зрителям разглядеть татуировки со всех сторон.
Во времена Великой депрессии антрополог Альберт Перри рассказывает, что лучшие клиенты татуировщиков — юристы, банкиры и доктора — больше не могут платить за работу, и татуировочные салоны вынуждены закрываться, переезжать в портовые города и ориентироваться теперь на моряков. И моряки снова становятся главными коллекционерами татуировки.
Настроения в обществе постепенно меняются — от живого интереса к резкой критике. Медиа выносит резкую оценку искусству татуировки начиная с классической статьи итальянского криминолога Цезаре Ламброзо, связавшего татуировки с преступниками. К 1940-м и 1950-м эти настроения окончательно сформируются и татуировка будет в глазах общества достоинством только среднего класса, преступников, военных и байкеров — цирки окончательно закрываются и сильно татуированные люди теряют свою работу, но эксцентричное, напоминающееся цирковое поведение сильно татуированных людей сохранится и вплоть до сегодняшнего дня. Так ведут себя, например, Человек-ящерица, полностью покрытый татуировками, и Энигма, который вместе со своей женой (также обильно татуированной) выступают в цирке и играют в музыкальной группе. С середины прошлого века и вплоть до начала этого татуировки снова вынуждены отстаивать свою легитимность. За атакой медиа следуют запреты и ужесточения в связи с волной распространения гепатита через используемые несколько раз иглы.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев