В Скрылёвке Кореневского района жила многодетная семья той, о которой мы и поведаем нашим читателям. Любовь Гавриловна Сварковская - одна из пятерых детей, росших в семье.
Родители от зари до зари трудились в местном колхозе, денег при этом не получая. А сельские дети помогали отцу и матери чем могли.
-В огороде, - вспоминает Любовь Гавриловна, - было торфяное болото. Именно там, на заготовках торфа, и прошли её детские годы. Торф надо было сформовать в брикеты, уложить в такие специальные "фонарики", чтобы он за лето мог высохнуть. И торфа нужно было заготовить на целый год, ведь русская печка в доме топилась и зимой, и даже летом. Горячая вода нужна была всегда - и для бытовых нужд, и для хозяйства. В печке варили, пекли, топили молоко,на ней согревались в сильные холода, спали и даже готовили уроки. Дрова в те годы были в дефиците, и большинство печей топилось торфом.
А Люба любила читать! С каким упоением она всегда садилась за книги, брала которые в сельской избе-читальне. Она, девочка-отличница, спокойная, обладающая какой-то своей природной интеллигентностью, мечтала о том, как станет учительницей...
Для того, чтобы как-то прокормить такую большую семью, Гаврила Тихонович решил отправиться на Донбасс и устроиться работать на шахту. Может быть, ему и удалось бы поддержать семью материально, если бы не трагедия, коих немало в шахтёрской жизни. Однажды, выйдя на смену и спустившись в забой, отец на своих ногах оттуда уже не вышел. Произошёл обвал породы, его завалило обломками, которые серьёзно повредили спину. Мужчина остался инвалидом, а на мамины плечи легла вся тяжесть крестьянского труда. Он возвратился в село, и в колхозной конторе ему предложили должность счетовода. В те годы специального образования для этого не требовалось, и отец вполне справлялся с такими обязанностями.
В начале лета сорок первого года старшему из сыновей Гаврилы Тихоновича пришла повестка из военкомата. Юноша был призван в армию. Семья ещё не успела получить от новобранца ни одного письма, как голос из репродуктора объявил о начале Великой Отечественной войны. Родители, беспокоившиеся о судьбе сына, писали запросы во все инстанции. Ответ приходил всегда один: "Пропал без вести". Уже во время войны из дома на фронт ушли ещё два брата Любови Гавриловны. Средний попал служить на флот, а младший, призванный перед самым концом войны, погиб. В семье было очень много слёз. Маленькая Люба, возвращаясь из школы и подходя к дому, ещё издали прислушивалась: не плачут ли в нём?
Нам, наверное, непросто понять состояние ребёнка, в семье которого погибли самые дорогие люди. Однако девочка училась, и училась неплохо. Об этом говорит и тот Похвальный лист, что вручили ей на школьной линейке в сорок девятом году. С ним и свидетельством о семилетнем образовании она и отправилась в Рыльское педучилище. В комиссии сказали, что она может поступить на физкультурное отделение, на учительском мест уже нет!
И тогда девушка принимает решение окончить десятилетку и поступить в институт. Несмотря на то, что ей нравилась литература, она поступит на факультет математический, потому что найдёт в этом предмете свои плюсы. (Тут следует сказать, что в далёкие пятидесятые годы учительский институт находился также в Судже - городке уездном, неторопливом. Его диплом позволял вести уроки математики в пятых-седьмых классах). Выбирая специальность учителя математики, девушка понимала, что не надо было столько сидеть за книгами, не надо столько читать. С математикой проще: понял формулу и идёшь дальше. Между тем любовь к лирике Любовь Гавриловна пронесёт через всю жизнь. И теперь, в такие почтенные годы, она с удовольствием перечитывает строки русских поэтов и прозаиков. В душе она навсегда останется лириком, романтиком, сама будет писать стихи и колыбельные песни своим троим детям...
Осуществится её мечта - она станет учителем и приедет в наш район после того, как отработает в одной из сельских школ Смоленщины, куда её направят по обязательному распределению. Она тосковала по дому, по своим уже немолодым родителям. Места в родном районе не нашлось, и по путёвке областного отдела образования Любовь Гавриловна приедет в Дроновку, которую и станет считать своей второй родиной, где пройдут лучшие годы жизни.
Здесь появится семья, родятся дети, именно здесь она многому научит своих учеников, которых навсегда запомнит и многие из которых выберут учительскую профессию. В Дроновке она встретится с людьми - прекрасными, добрыми, открытыми, отзывчивыми, искренними и простыми. Она никогда не обидит ребёнка, не унизит ни одного ученика. Её не будут бояться, её будут уважать! За порядочность и доброту, за то, что знает какой бывает нелёгкая сельская жизнь и как непросто бывает порой ученику прийти в школу за несколько километров от дома. Школа тогда была ещё семилетней, здание - старым, и ученики занимались в две смены. Затемно начинались и заканчивались уроки зимой, классы были большими, и детей в те годы в селе и окрестных деревнях было много. Это позже выстроят новое двухэтажное здание школы, со спортивным залом, столовой, светлыми и просторными кабинетами. А пока начиналось всё очень скромно.
Вместе с учениками и коллегами она будет принимать участие в субботниках, водить учеников в походы по окрестностям села, собирать грибы в лесах, вести домашнее хозяйство, воспитывать собственных детей, которых у неё с мужем будет трое.
Комментарии 49
Как хочется Вас крепко и нежно обнять и пожелать спокойной жизни в окружении семьи.