"Золотой" собор
В начале перестройки, когда открыли возможность для правды, сотрудники музея первыми задумали возродить в Оренбурге Спасо-Преображенский храм. Получили благословение митрополита Леонтия, и начали сбор средств. Но из-за "Водоканала" дело застопорилось и первым стали восстанавливать противоположный собор – Введенский. Средства – а мы их собрали 60 тыс. – передали на восстановление этого храма.
Краеведы мечтают о восстановлении Спасо-Преображенского собора (фундамент сохранился) и открыть, наконец, окружение этого места – стену бастиона под таким же названием, на которую поднимались Пушкин и Даль. Здесь они рассуждали о Пугачевском войске, окружившем Оренбург. Пушкин отметил, что Пугачев умело расставил позиции, орудия, рассуждали о том, почему Пугачев смог поднять народ.
Читайте Пушкина! Он в двух словах объяснил причины побед Пугачёва: "Весь чёрный (бедный) народ за Пугачёва". Всё так просто! Ещё незабвенный поэт, продвигаясь по плохим дорогам к Оренбургу и, встречаясь с тупыми начальниками крепостей, объяснил две беды в России: дураки и дороги.
... Движемся дальше по главной улице Оренбурга. Не хочется говорить о долгострое на главной площади. Вот, Ротонда и здание Городской думы (музей ИЗО), дальше драмтеатр, таможня, где бывали все известные исследователи края: Гумбольдт, Пржевальский, Эверсман. В настоящее время здесь располагается областное Министерство культуры. На берегу – монументальное здание Неплюевского второго кадетского корпуса, где в 1954-57 гг. учился первый в мире космонавт Юрий Гагарин. А сейчас это могучее здание разваливается уже более 20 лет! Столько же за памятниками культуры наблюдает Дмитриева М.Г. – начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия, ничего не предпринявшая для восстановления этого памятника 18 века, связавшего две личности – первого губернатора и первого космонавта. Все попытки задержать разруху, не смогли Заслуженные ветераны лётчики – куда только не писали! Осталось обратиться ко Всевышнему! Иссякла всякая надежда.
... Пушкинская площадь приобрела историческое звучание, нашлось место новому кумиру – Валерию Чкалову. Восстановили разрушенные памятники: Александровскую колонну, Елизаветинские ворота. Ежедневно группы детей и гостей у дверей музея истории Оренбурга...
Более чем за 30 лет существования музея так и не нашли средства на реставрацию его, только раскачиваем благодаря фейерверкам. А как же, – власть стремится развеселить народ. Да плохо им это удаётся!
В 1995 году вышел указ Президента под № 175 о перечне объектов культурного наследия Федерального значения, куда вошло и наше здание – гауптвахта XIX века.
А, вот, проекты реставрации выцветают. Один – 1991 года, Ульяновский, за который заплатили 1 млн. руб.; второй – 2007 года, за такую же сумму проектировала РОНА. Прошло 7 лет – и никакого движения! "Нет средств" – отвечают чиновники. До сих пор безобразный склад примыкает вплотную к стене замка, закрывая здание.
В начале говорилось о том заделе архитектуры, который заложил Перовский, гонимый в советское время. А теперь власть имеет в своих кабинетах портреты Перовского, связывая себя с его делами. Они не знают, что его личные сбережения явились частью начального капитала, вложенного в строительство замка. А современные строители стараются брать "откаты"... Или "пилить" средства государственные.
Построен Замок в 1856 году рядом со Спасо-Преображенским собором для хранения архива и казны. Появилась башня с часами-хронометром, узкие окна, внутренний дворик, так называемый атриум с башенкой в центре. Есть даже ход к Уралу для вывоза казны в случае нападения. За местом, где стоял собор, и сейчас находится часть крепостной стены – Преображенский бастион, оставленный Александром Безаком для потомков, когда срыли стены крепости.
И всё это закрыто для людей! Хотя ещё в 90-е годы перенесли "Водоканал" на улицу Потехина. Дали деньги на новый водозабор. Нет ни денег, ни водозабора! Двор всё ещё общий с "Водоканалом" и служит хоздвором и стоянкой для автомобилей. Большая часть берега закрыта от жителей. Если бы вы знали, какой вид открывается на излучину реки от бастиона, особенно когда взрывается лед и Урал несет его величественно! Это место в 19 веке было любимым для Оренбуржцев, даже стих сложили о том, что все жители весной идут на вал. Но какое дело нашим чиновникам до красоты... Главное – зарплата! Урал должен быть доступен оренбуржцам по всему берегу. Был в 90-е годы проект берега Урала от моста до Форштадта – архитектора В. Смирнова. Правда, о нем забыли.
И вот наш прыткий современник рвётся во власть, украсил место отдыха горожан 4х-метровыми катушками. Мало того, что подстанция портит вид, это еще и опасное сооружение: наносит вред здоровью жителям на расстоянии более 1 км. в округе. Видно, не нашлось места за Уралом. Это в нашей-то степи! 30 лет назад Ю.Д. Гаранькин планировал перенести подстанцию за Урал, а теперь ее усилили в 100 раз. Город–то растет! Это понятно. Но, о чем предупреждала царица Анна Иоанновна? На 100 верст предприятия сооружать от жилья! А теперешние чиновники не задумываются ни о красоте города, ни о пользе для жителей – главное пустить пыль в глаза, позиционировать себя, дорогого. Сооружение, якобы, временное. Год строят. Но известно, что ничего нет более постоянного, чем временное.
Я специально привлекала к разговору жителей: они единогласно осуждают то, что вместо восстановления первого Кафедрального собора решили сделать в центре города смертельную петлю для жителей, уж никак не украшающую площадь рядом с великолепным замком, который построил губернатор Перовский. А теперь, как бы вопреки здравому смыслу, здесь, на месте отдыха – опасное соседство. А экологи? Ведь это и мединститут, и спорткомплекс, и жилые дома, и детский санаторий, и музей, куда ежедневно приходит 200 – 300 учащихся!
Нет комментариев