В тёплое время года после работы на этом мосту через реку Заларинку проводили танцы и встречи. Со слов моего отца, помимо танцев, там нередко случались драки с парнями из близлежащих улусов, в том числе из Бутукея. Однако дрались строго до первой крови, и никто никогда не добивал упавшего — таков был неписаный закон.
Мост служил важным пунктом в транспортной сети. После него дорога, насколько я помню, шла в сторону Харёт, но ответвлялась и на Бильчир. Сам Бильчир находился в нашем районе и сейчас, к сожалению, затоплен водами Братского водохранилища. Приблизительно его место было между современными КФХ Саши Урбагаева и Саши Платохонова, но внизу, под водой.
За мостом расходилась целая сеть дорог:
Налево — на Бутукей, Бильчир, Беляевск, Кирпичики.
Прямо — на Харёты, с дальнейшей развилкой на Тангуты и Ей.
Направо — на Каму, Заходы, Шалонинск, Шарагул, Зунгар, Коновалово, Старый Балаганск.
Вокруг Нукут было множество деревень, многие из которых исчезли ещё до прихода вод водохранилища, так что список, возможно, неполный.
Мост всегда содержали в образцовом порядке: его белили, ремонтировали и тщательно ухаживали за ним, поскольку он имел огромное значение для сообщения с жителями всех этих населённых пунктов.
Основным транспортом был гужевой — самый надежный и незаменимый в тех условиях. Асфальтированный тракт был только до Бутукея, Кирпичиков и старого Московского тракта, а дальше начиналась грунтовая дорога. После дождя проехать на машине было невозможно. Старенький автобус КАВЗ («с носиком») ходил раз в неделю, да и то не всегда. Вся логистика и снабжение товарами обеспечивались Райсоюзом, находившимся в Нукутах. И именно лошади спасали во время бездорожья, развозя на телегах товары, почту и людей.
Со слов Веры Хамагановой ( записал 📝 Сахидаков Николай Михайлович )
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев