С древних времен многие народы с изображение колеса была космогоническая прототип связан с Солнцем и компаса. Простейшая форма колеса имела четыре спицы, расположенные под прямым углом. Рисунок колеса широко используется в ювелирной бронзы орнаментом. Следовательно крест символ, который был первоначально связан с культом Солнца Миф о Солнце путешествия по небу тесно связана с транспортными средствами, обычно используемых разных народов. Согласно мифам, Солнце либо паруса в лодке, или путешествует в колеснице. Последняя версия отражает знакомство с колесным транспортом, и образ окружности становится символом Солнца, вторя его внешний вид.
Отдельные виды телег, изображенных в петроглифов подтвердить свое изобретение в глубокой древности. Разработка даже самой примитивной вида транспорта связана с развитием животноводства, сельского хозяйства и ремесел. Повозка называется арба стал основным видом транспорта в Центральной Азии, и его древнего происхождения подтверждается наскальными рисунками.
Изображения арбы были обнаружены Г. В. Шацкий в двух местах на той же горной поток Карнаб низких горной местности. Первая включает в себя два петроглифы, содержащие рисунки арбы, и второй имеет один рисунок. Три телеги из Карнаб были изображены с высоты птичьего полета, то есть, как если бы смотрели сверху под углом. В случае третьего корзину, однако, точка наблюдения гораздо ниже; Поэтому он выглядит как обычный перспективе с чуть повышенной линии горизонта. Лошади и водитель изображены половину лица в силуэт, в то время как телега изложил. Во всех трех фотографий водители едут на лошади. Тем не менее Шацкий вопросы, если не обоснованность, но древность петроглифов с изображением кругов с четырьмя спицами, а также картин корзину; он предполагает, что эти изображения были вырезаны пастух мальчиков для удовольствия (2, стр. 22). Это мнение Шацкий не совсем верно, так как эти фотографии не являются единственными. В Узбекистане картина monaxonic корзину был найден М. Хужаназаров в Karakiyasay. Картина арбы аналогичного состава и структуры был обнаружен в Монголии (4, рис. 163) и в горах Kuljabasy в Казахстане .
В горах Каратау (Koybagar и Абай путей) были обнаружены 14 изображений колесниц: одиннадцать из них нарисованы лошадей, а остальные три - на верблюдах. В одной картине можно увидеть человек освоения двух лошадей в колесницу.
На территории Центральной Азии и Казахстана существует более 140 известных наскальные рисунки колесниц и повозок , и количество публикаций были посвящены их научный анализ.
Фотографии Karakiyasay колесниц отличаются от повозок Карнаб таким образом, что все из них (4 х 5) двухколесные тележки и, по словам М. Хужаназаров, изображены в плоскости. Композиционно тележки Karakiyasay тяготеют больше к колесниц Saymalitash, Каратау и т.д. По-видимому, свойственно представление тележек Карнаб положил Шацкий сомнения об их древнем происхождении, а там можно увидеть водителя конных. Это, однако, не могло причиной сомнений в картине корзину с водителем ехал быка был также обнаружен в Sauyskandyk (7, стр. 124).
Исследователи считают, что грузовой тележки были в использовании, как уже на пороге 3 -го и 2 -го тысячелетия до нашей эры, и боевые колесницы получили широкое распространение в континентальной Азии в середине 2 -го тысячелетия до нашей эры. Колесницы и корзина с быками в упряжке должны быть датированы к середине 2 -го тысячелетия до нашей эры, как это более древний, чем в Yeshki-Olmes окончательного бронзы и переходного периода раннего железного века.
В картине первого арбы с Карнаб расстояние между колесами в 1,5 раза больше, чем в длину лошади; на втором рисунке колеса и пространство между ними имеют красивую пропорцию, но тело лошади искажено, слишком вытянутая. В третьем изображении диаметр колеса больше, чем в предыдущих картинах. По Шацкий, до недавнего большого диаметра колеса в местных тележек не было распространено в северных районах Узбекистана, Туркмении и Karkalpakia (2, стр. 106). В Узбекистане такого рода арбы широко известен как Коканда араву. Во всех трех картинах Арба колеса имеют четыре спицы. PD Степанов считает, что дальше на восток, тем больше количество спиц: четыре в Греции, шесть в Египте и Ассирии, восемь и более в Персии (2, стр 50).. Было высказано много идей по поводу числа спиц как особенность, что позволяет датировать петроглифы. В этом отношении, вполне убедителен мнение BB Пиотровский, который отметил, что "когда дело изучения остатки колес и спицы собственно, которые были найдены во время раскопок, количество спиц может быть действительно функцию знакомств (пока не ведущей), но когда картины телег изучаются, невозможно судить о степени схематизации чертеже, поэтому, количество спиц на рисунке может не соответствовать количеству в оригинальный . Мы разделяем мнение Пиотровский, поскольку в презентации колесами телег Карнаб можно ясно видеть условность в изображении не только колеса, но также сама арба, особенно в одном из них второе колесо обращается с не спиц в все. Это, например, может наблюдаться в одном из Саймалы-Таш чертежах: одно колесо колесницы с восемью спицами, а другая имеет четыре. Колесница из Akjilgi имеет одно колесо с семи и девяти дуга спиц.
В презентации корзину теле есть некоторые неточности. В первой и второй рисунки есть три линии, идущие от ступицы к лошади, и две линии в третьем чертеже. Во всех трех случаях линии сходятся к лошади под углом. Шацкий считает, что эти линии указывают на грузовых платформу корзину, выступает вперед из аксель.
Мнение высказал Шацкий по этому вопросу менее убедительно. Если, мол, эти выступающие линии представляют кадр грузового платформы, было бы крайне неудобно для лошади тянуть телегу с грузом не только на поворотах, потому что каркас примыкает крупу лошади. Кроме того, грузовой платформой расположен между колесом и Axel лошади, что снижает его пропускную способность и помещает весь вес на лошади, а не на тележку. В этом случае функция корзину сводится к нулю. Таким образом, мы считаем, что линии, образующие треугольник, не может быть кадр грузовые платформы. Похоже, что художник, который создал рисунок корзину означало представить вал. Тем не менее, Шацкий считает, что валы не показано здесь, как они идут вдоль тела лошади . Нам кажется, что из-за недостатка мастерства художника валы показаны здесь в виде треугольника или художник выбрал именно этот путь для его обычной презентации. Было бы уместно напомнить, что петроглифы, вырезанные в горах Khovdomon (Монголия), демонстрируют изображения колесниц (4, рис. 24, 26) с доски дуги, как, прикрепленной к колесной аксель, который функционирует в качестве элемента крепления длинный вал к ступице. Прикрепленный к другому концу вала являются накладки в виде треугольника с двумя петлями, которые попали на шею лошади и использовать ее с обеих сторон.
Вышеупомянутые колесницы предназначены не для перевозки балансовой но для боя, а также для высокой скорости езды; поэтому есть рисунок платформы для всадника над аксель колес. Некоторые исследователи, кстати, что войска Центральной Азии были боевые колесницы, вероятно, в том числе тех, которые оборудованы косами.
Ввиду этого, мы должны отметить, что в картинах Центральной Азии Арба треугольник формирования линию между аксель и тела лошади был обычный презентация валов, которые бежали вместе с тела лошади и были привязаны к шее с помощью дугообразная воротник. Грузовой платформой изображенный на первый и второй рисунки расположена над Axel между колесами. В третий рисунок грузов платформа была выше аксель, и его передняя часть достигла поперечную линию признакам в чертеже.
Срок действия этой точки зрения также подтверждается изображением колесницы в форме открытого корзину EA Новгородовой в монгольских горах. Здесь прямоугольная платформа с овальными углами также расположена над колесом Axel.
Мнение Шацкий идет о замене обшивки веревками связаны вместе, чтобы не быть поставлена под сомнение. Для этой цели можно также использовать близко соответствует дерево ветки.
Изображения колесниц также обнаружены в горах Kuljabasy аналогичны из Монголии. Разница лишь в том, что в двух колесницах из Казахстана установлена платформа всадника не выше колеса аксель, но на валах и слегка перемещается по направлению к центру. Петроглифы, обнаруженные в горах Kuljabasy доказать существование двухосных тележек в этой области в древние времена (5, рис. 8).
Структура Карнаб корзину воспроизводится почти современной. Валы крепятся к кусту концентратора. В качестве дополнительного крепления, один конец короткого планки крепится к Axel, а другой к валу под углом; и тельцов запряжены вместо двух лошадей. Этот вид корзину практично для проведения сено или дрова, а также для перемещения юрту кочевника и семью, когда путешествия.
Таким образом, на наш взгляд, петроглифы, обнаруженные в Карнаб низких горной отражают основы корзину структуре Центральной Азии. Игнорируя просчет художника в изображении вал в виде треугольника, основной конструкции, хотя принципиальная, по-прежнему вполне реально, т.е. мало отличается от поздней средневековой арбы. Это доказывает, что с древних времен корзина дизайн практически не изменился в процессе своего развития.
Петроглифы, наряду с обычной арбы, подтверждают существование одного-Аксель двух лошадей колесниц, а также двухосные тележки в северных частях Средней Азии в древние времена.
Литература
1. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М. - Л. 1963
2. Шацкий Г. В. Рисунки на камне. Ташкент, 1973.
3. Хужаназаров М. Колесницы Каракиясая // ИМКУ Вып 24. Ташкент, 1990.
4. Новгородова Э. А. Периодизация петроглифов Монголии // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981.
5. Байпаков К. М., Марьяшев А. Н. Петроглифы в горах Кульжабасы. Алматы, 2004.
6. Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Третий сезон работы на Каратау // АО 1976 года. М. 1972
7. Самашев З. Петроглифы Казахстана. Алматы - Онер, 2006.
8. Новоженов В. А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. Алма-Ата, 1994.
9. Степанов П. Д. Изделия из дерева в Курганах Сусловского могильника // Ученые записки Саратовского государственного университета, Т. 4. Вып. 3. 1925
10. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959 г.
11. Шер А. Я. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980.
Abdujabbar Nazilov
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев