Одним из уникальных видов художественной резьбы является резьба по камню и кости (тоштарошлик или сангтарошлик). Требующая от мастера большого таланта, огромного терпения и усилий, эта профессия также уходит своими корнями в глубокую древность. Известно, что первые орудия труда были сделаны из камня и кости. Первобытные предки умели делать из определенных видов камня не только орудия труда и оружие, но и домашнюю утварь и украшения. Относящиеся к первым векам нашей эры памятники (Фаязтепа, Айртам, Каратепа, Топраккала) дают ценный материал по резьбе на камне и мраморе. Искусство камнерезов особенно высокого уровня достигает в средневековье. Примером этому служат гробницы Амира Темура и Ахмада Яссави, величественная мечеть Биби-ханым, прекрасные мечети и медресе в Хиве, Самарканде, Ташкенте, Бухаре, Шахрисабзе и других городах, украшенные резными каменными глыбами, ступами и столбами.
Промысел специально не изучен. Отдельные сведения о нём содержатся в работах Д.А.Фахретдиновой, С.Булатова, Х.Ишанкулова. Как свидетельствуют источники, резьба по камню в быту населения Узбекистана в XIX в. широкого распространения не имела. Однако отмечается наличие мастеров-резчиков по мрамору (сангтароши), которые помимо архитектурных деталей, изготавливали плоские блюда, орнаментированные резным декором, коса, маленькие ступы с пестиком, казаны, кувшины и другие предметы. Основными инструментами сангтарошей являлись различные зубильцы, молотки, кувалды, которые изготовлялись кузнецами индивидуально.
В конце XIX — нач. XX в.в. на территории Узбекистана функционировали три центра камнерезного промысла: в Хиве, Нуратинских горах (близ Газганского месторождения) и в Бухаре.
Хотя, резьба по мрамору широко использовалась помимо указанных центров в Самарканде, Хиве, Шахрисябзе, Коканде, Ташкенте и других местах.
В Хиве резчики по мрамору составляли один цех с резчиками по дереву и в их искусстве много общего. Каменных дел мастера, в основном специализировались в отделке богатых надгробий и баз для деревянных колонн, орнаментальных досок и ляганов. По своим художественным особенностям каменные базы Хивы значительно отличались от бухарских и самаркандских. Самым прославленным мастером в Хиве считался потомственный резчик по камню К. Рахманбергенов. Его дед Худайберген Панаев и отец Рахманберген Худайбергенов в своё время имели также широкую известность.
Второй центр художественной обработки камня сложился в Нуратинских горах вблизи богатого месторождения камня, известного под названием Газганского. Из-за трудностей, связанных с транспортировкой камня по горным тропам, местные мастера специализировались, в основном, на полузаготовках архитектурных деталей, а также изготовливали разнообразные каменные блюда, кувшины, лягяны, декоративные самовары, чернильные приборы, рамки для портретов, шахматные фигурки с инкрустированными досками, пепельницы, перстни. Мастерами специально отбирался однотонный мрамор: белый, серый, чёрный, чтобы узор прожилок камня не перебивал рисунок орнамента. Чаще всего выделывались круглые блюда типа керамических, с мягкой линией перехода от дна к краю. К концу XIX в. увеличилось производство овальных, прямоугольных и фигурных блюд с фестончатыми краями. В оформлении блюд использовались разные композиции — от простейших с концентрическими кругами, до блюд со сплошным узором. Орнаментальный декор резных ляганов составляли растительные, геометрические и эпиграфические мотивы. Одним из известных мастеров газганской резьбы по мрамору XIX в. являлся мастер А. Турдыев.
Цех ремесленников-камнерезов существовал и в Бухаре. Но очень часто для выполнения ответственных заказов в Бухару приглашались и нуратинские мастера. Бухарские мастера использовали газганский мрамор для обшивки стен и полов, оформления баз для деревянных колонн, облицовки, водоёмов. Из мрамора они также вытачивали панджару, ташнау, наличники окон, резные блюда и кувшины, флаконы для медецинских нужд, мелкие бытовые вещи. Каменные водостоки хаузов, которых в начале XX в. только в одной Бухаре насчитывалось более сотни, нередко украшались изысканной резьбой в виде растительных, геометрических и эпиграфических орнаментальных и зооморфных мотивов. Народная память сохранила имена самых искусных мастеров резьбы по камню. Среди них: усто Хитон Бобо (творившего во 2-ой пол. XIX в.), Абдурахима Турдиева (1874-1940 г.г.), газганского резчика, выполнившего ряд заказов в Бухаре.
До нас дошло имя и самаркандского резчика по мрамору, работавшего в конце XIX в. — мастера Рахима Обидова, представителя династии резчиков по мрамору, берущей начало в XV в.
В 1920-е годы промысел по художественной обработке камня резко сократил свою деятельность. Государственных заказов ещё не было. А обычная продукция промысла, выполнявшаяся кустарным способом, по старинке, была слишком дорогой и не находила сбыта. В 1938 году при обследовании состояния декоративно-прикладного искусства республики М.К.Рахимовым было зарегистрировано лишь 40 мраморщиков на весь Узбекистан. В этот период каменная посуда утилитарного назначения выходит из употребления. Сохраняется лишь декоративные мраморные блюда.
Основным центром данного промысла в период с 1920 по 1980-е годы остаются Хива, Газган, Самарканд. Область применения этого промысла с каждым годом всё больше расширялась. Основным потребителем изделий вырезанных из камня становится архитектура. Первыми образцами в этом отношении могут служить архитектурный декор павильона Узбекистана на сельскохозяйственной выставке в Москве, построенный ещё в 1939 г., кинотеатра “Ватан” и Государственного Академического театра им. Навои — подлинного шедевра искусства узбекской резьбы по камню. В создании архитектурного декора из резного камня театра им. Навои учавствовали такие известные мастера-камнерезы, как хивинец К. Рахимбергенов, самаркандские мастера братья Д. и Б. Джураевы, их ученики. Широкую известность получили мастера Х.Юлдашев, Б.Турдыев, А.Хаитов, Б.Комилов, Б.Джаббаров и др.
В 1960-80-е г.г. промысел резьбы по камню стал бурно развиваться. Масштабы использования декоративного камня в архитектуре стали расти с каждым годом. Он стал одним из главных выразительных и декоративных средств в интерьере современных общественных сооружений Узбекистана. Резной камень использовался в Государственном музее истории Узбекистана, Ташкентский метрополитен, Выставочный зал Союза Художников Узбекистана, Дворце Дружбы народов и многие другие.
Тем не менее резьба по камню как вид народного творчества ещё не получила должного размаха. К большому сожалению сегодня мало используется ручной труд камнереза, работающего в национальных художественных традициях.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев