.Представим ситуацию — возвращаетесь вы домой,
а около квартиры стоят разгневанные соседи с криками: «Вы нас заливаете!».
Открываете дверь, и видите, что в одной из комнат
из трубы отопления если и не фонтан бьет, то довольно сильная струя.
Воды по щиколотку, обстановка печальная.
Давайте разбираться,
кто в этом виноват, что теперь делать и «куда бежать».
.......................................................................................................................................
Причины прорыва трубы
Их немного, но от каждой зависят дальнейшие действия
пострадавших и поиск виновника.
• Плохое состояние коммуникаций, обветшалость дома
• Неисправное состояние приборов отопления и запорной арматуры
• Неправильная установка и подключение отопительных приборов
• Брак в оборудовании, трубах
• Гидравлический удар вследствие резкого повышения давления
.....................................................................................................................................
Важно учесть и время года, когда произошел прорыв.
- Если это отопительный сезон, то причин прорыва может быть несколько,
все зависит от конкретного случая.
Причину устанавливают по итогам комиссионной проверки и экспертизы.
- Если авария произошла вне отопительного сезона,
то вариантов быть не может.
Причина — некорректное проведение гидравлических испытаний.
Внутридомовые сети не отключили от магистралей,
а так как теплоноситель подают под большим давлением,
трубы или радиаторы попросту не выдержали напора.
В 90% случаев это человеческий фактор,
и вина ложится на управляющую компанию или тепловой пункт.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
================================================================
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто виноват?
Наступает самый сложный этап — определить виновного в затоплении.
Согласно Постановлению Правительства РФ №491 от 13.08.2006,
в состав общего внутридомового имущества входит
система отопления вместе со стояками, радиаторами,
регулирующей и запорной арматурой,
общедомовые приборы учета теплоэнергии
и другое оборудование на этих сетях.
То есть за состояние коммуникаций отвечает
управляющая компания, обслуживающая дом.
По закону, УК обязана 2 раза в год проверять оборудование
и за свой счет устранять неполадки
и/или менять испорченные радиаторы, трубы и т.д.
..............................................................................................................................
Что же получается — в потопе всегда виновата управляющая компания?
Именно УК будет возмещать ущерб владельцу квартиры,
а также соседям, пострадавшим от прорыва трубы?
Не все так просто.
Во-первых,
для ежегодной проверки состояния коммуникаций специалистам УК необходим доступ в квартиру, о чем жильцов заранее оповещают.
Если сантехников и слесарей не пустили в квартиру,
этот факт (зафиксированный) снимает какую-либо ответственность с УК
и перекладывает на собственника жилья.
Во-вторых,
при разрыве труб или радиаторов важен вопрос, меняли ли их?
Если в квартире стоят трубы и батареи от застройщика,
то за протечку отвечает и возмещает ущерб УК.
Если трубы и батареи жильцы меняли самостоятельно,
без уведомления и привлечения специалистов УК,
то вина ложится на собственника квартиры.
Поэтому при ремонте и замене коммуникаций
в идеале следует обращаться не в стороннюю организацию,
а в свою управляющую компанию.
Сотрудничая с ремонтной бригадой со стороны,
всегда заключайте договор,
сохраняйте чеки и гарантии на оборудование и материалы.
Так вы сможете доказать вину третьих лиц (рабочих или продавца),
если причина аварии
— неправильная сборка и монтаж системы или брак.
Прорыв трубы отопления и все,
что следует после — относится к спорным случаям в юридической практике.
Каждый случай рассматривается индивидуально,
а решение — при равных условиях в многоквартирных домах
— может быть вынесено как в пользу УК, так и в пользу собственника.
Загадывать тут трудно.
Противоречия по вопросу начинаются сверху
— в нормативных актах и документах.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
==================================================================
Вот такой парадокс.
Для положительного исхода дела обращайтесь к юристам
с опытом ведения дел в сфере ЖКХ.
Что делать дальше?
К сожалению, редко получается мирно решить вопрос,
кто виноват и в каком размере возместит ущерб.
Если вина по итогам экспертизы ложится на управляющую компанию,
она обязана в течение 30 дней со дня предъявления
требования компенсировать убытки не только собственнику «аварийной» квартиры, но и его пострадавшим соседям.
В ином случае собственник подает исковое заявление в суд с указанием суммы ущерба ему и соседям.
Дополнительно требовать можно компенсацию
судебных расходов и морального вреда.
.............................................................................................................................
Для обращения в суд необходимо иметь следующие документы:
• Акт осмотра квартиры, где зафиксировано затопление
• Экспертную оценку нанесенного ущерба
• Фото и видео, где зафиксировано место прорыва трубы и последствия
Чем больше документов — актов, экспертиз, заключений
— вы возьмете с собой, тем проще будет доказать вину УК
или третьей стороны.
В случае если ответственность за потоп несет собственник,
не стоит доводить ситуацию до суда.
С соседями можно и нужно договариваться полюбовно,
в досудебном порядке.
Вы заключаете мирное соглашение
о добровольном погашении суммы материального ущерба,
где фиксируются данные (ФИО, адрес, телефоны)
обеих сторон, дата и время происшествия, сумма возмещенного ущерба. Договориться не удалось?
Тогда выход один — суд.
По итогам заседаний судья вынесет объективное решение о сумме и сроках выплаты.
Конечно, никто не застрахован от форс-мажора,
но избежать неприятных ситуаций все-таки можно.
Следите за состоянием своего жилья, вовремя меняйте коммуникации, сообщайте специалистам о неисправностях.
В стремлении сэкономить на самом простом ремонте
велик шанс потратить в десять раз больше.
И не только денег, но времени и нервов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев