Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека.
Затем проводится опрос по разработанному плану.
Считается, что взаимодействие между
домом, деревом и человеком
представляет собой зрительную метафору.
Если привести весь рисунок в действие,
то вполне возможно заметить то, что
действительно происходит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть
порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека.
Если первым нарисовано дерево,
значит, основное для человека – жизненная энергия.
Если первым рисуется дом,
то на первом месте
– безопасность, успех
или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Интерпретация признаков в тесте
«Дом. Дерево. Человек»
Дом старый, развалившийся
– иногда субъект таким образом выражает отношение к самому себе.
Дом вдали
– чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи
– открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху)
вместо самого дома – серьезный конфликт.
Разные постройки
– агрессия направлена против фактического хозяина дома
или бунт против того, что
субъект считает искусственными и культурными стандартами.
Ставни закрыты
– субъект в состоянии приспособиться
в интерперсональных отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей)
– отражение конфликтной ситуации,
наносящей вред правильной оценке реальности.
Неприступность субъекта
(хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
«ДВЕРИ»
Их отсутствие
– субъект испытывает трудности
при стремлении раскрыться перед другими
(особенно в домашнем кругу).
Двери (одна или несколько), задние или боковые
– отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты
– первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые.
Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне
или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько)
– отчуждение, уединение, неприятие реальности.
Значительная неприступность.
Двери очень большие
– чрезмерная зависимость от других
или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие
– нежелание впускать в свое «Я».
Чувство несоответствия, неадекватности
и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком
– враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
«ДЫМ»
Дым очень густой
– значительное внутреннее напряжение
(интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой
– чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
«ОКНА»
Первый этаж нарисован в конце
– отвращение к межперсональным отношениям.
Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые
– субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно.
Множество окон показывает
готовность к контактам,
а отсутствие занавесок
— отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые (занавешенные).
Озабоченность взаимодействием со средой
(если это значимо для субъекта).
Отсутствие окон на первом этаже
– враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем,
но имеются на верхнем этаже
– пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
«КРЫША»
Крыша – сфера фантазии.
Крыша и труба, сорванные ветром,
символически выражают чувства субъекта,
что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку,
– фиксация на фантазиях как источнике удовольствий,
обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края
– переживание ослабления контроля фантазии.
Крыша, толстый контур края
– чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом
– плохая личностная организация.
Карниз крыши
его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены
– усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
«КОМНАТА»
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате,
2) интерперсональными отношениями в комнате,
3) предназначением этой комнаты
(реальным или приписываемым ей).
Ассоциации могут иметь
позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе
— нежелание субъекта изображать определенные комнаты
из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Субъект выбирает ближайшую комнату
– мнительность.
Ванна – выполняет санитарную функцию.
Если манера изображения ванны значима,
возможно нарушение этих функций.
«ТРУБА»
Отсутствие трубы
– субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана)
– нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше
– норма для ребенка;
значительная регрессия,
если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы
– усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши)
– усиленные защитные установки
(и обычно повышенная мнительность).
«ДОПОЛНЕНИЯ»
Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует
переживание выставления себя всем на обозрение.
Его сопровождает желание демонстрировать себя,
но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья часто символизируют различные лица.
Если они как будто «прячут» дом,
может иметь место
сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты иногда символизируют людей.
Если они тесно окружают дом,
может иметь место
сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству
или по обе стороны дорожки
– незначительная тревога в рамках реальности
и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает,
что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная
– уменьшенная доступность,
часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома
– попытка замаскировать желание быть одиноким,
сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце – символ авторитетной фигуры.
Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода (какая погода изображена)
– отражает связанные со средой переживания субъекта в целом.
Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена,
тем вероятнее, что субъект воспринимает среду
как враждебную, сковывающую.
Цвет;
обычное его использование:
зеленый – для крыши;
коричневый – для стен;
желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома,
тем самым отображая ночь или ее приближение,
выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна,
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов:
хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект
обычно использует не меньше 2 и не более 5 цветов.
Субъект, раскрашивающий дом
7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным.
Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
#тест
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев