Интересно, что для обучения общению жеребенку неважно, агрессивно ли или дружелюбно относятся к нему сородичи. Если агрессия чужих кобыл ограничивается угрозами, то не стоит лишать жеребенка их общества. Если они опасны для малыша, постарайтесь дать ему возможность как можно больше наблюдать за лошадьми хотя бы из соседней левады. Тогда он сможет в будущем общаться с сородичами, пусть даже и не сумев стать «мастером коммуникаций».
Закон 3. Первые три месяца – период социализации с матерью
Первые дни жеребята развиваются и меняются очень быстро. Они часто сосут мать, заигрывают с ней на прогулке, а все новое вызывает у них любопытство, которое сменяется страхом. С каждым днем их поведение становится более постоянным, появляется определенная частота сосания. В первый месяц все жеребята любопытны, но уже можно заметить, что одни более осторожны и боязливы, другие – нахальны и смелы. Игры между жеребятами довольно редки и непродолжительны. Кобыла внимательно следит за отпрыском, подзывает его, если что-то ее беспокоит или она слышит испуганное ржание своего или чужого жеребенка. В первые дни в таких случаях мать сама бежит за ним, но по прошествии двух-трех недель она уже обучает жеребенка возвращаться на свой зов.
В течение второго и третьего месяца кобыла все реже идет за жеребенком и предпочитает подзывать его, а малыш становится все самостоятельнее и все дальше решается отойти от кобылы. Хотя он становится смелее в общении с другими лошадьми (особенно сверстниками), одновременно он становится осторожнее по отношению ко всему незнакомому.
Распространенные ошибки человека
Хозяин отправляет матку с сосунком куда-нибудь на задний двор, чтобы их «не беспокоили».
Жеребята, выросшие в разнообразном окружении, имеющие возможность в первые три месяца видеть других лошадей и животных, разных людей, разные предметы – машины, конкурные препятствия и пр., становятся умнее и смелее своих сверстников, которые растут на заднем дворе конюшни. Страхи, возникающие из-за бедного стимулами детства, очень трудно искореняются. Такие лошади, став взрослыми, по-прежнему боятся всего нового, не хотят гулять в лесу, если всегда гуляли в поле, перевозбуждаются в суматошной обстановке соревнований, пугаются любого необычного вида препятствий. Ранний хендлинг дает жеребенку огромное количество новых стимулов, но делает его также активнее и подвижнее, что не для всех хозяев подходит.
Кобыла создает для жеребенка «среду обитания». Если в леваде кобыла все время стоит у ворот или у кипы сена, то жеребенок получает очень мало информации об окружающем мире. Если вам удастся заставить кобылу двигаться с помощью игрушек для лошадей или ввести ее в компанию других кобыл с жеребятами, то малыш будет развиваться более уверенным в себе. «Окружающая среда» станет более разнообразной, а это очень важно для его будущего.
Конюх радуется, что жеребенок растет смелым, играет с ним, позволяя кусаться и пинаться. Чтобы выгнать жеребенка из денника, шлепает его, а если тот бегает по проходу конюшни – конюх бежит за ним, ловит и наказывает за нежелание подчиниться.
Конюх, играющий с жеребенком – конечно, неиссякающий источник стимулов. Беда только, что привычки, укоренившиеся в этот период, почти невозможно изменить с возрастом. Если жеребенок привыкнет выскакивать из денника, он будет делать это и став 300-килограммовой громадиной. Большинство жеребят предлагают человеку свои самые любимые жеребячьи забавы: покусывания, боксерские матчи и взбрыкивания. Предложите ему другие игры: хождение в поводу за поощрения, оглаживание и чистку, подходы по команде – то, что вам действительно пригодится в будущем. Обучение в этом возрасте полезно, но делать это необходимо без наказания: наказание говорит жеребенку, что общение с вами опасно, – и это тоже убеждение, которое останется с ним на всю жизнь.
Закон 4. С трех до шести жеребенок учится общаться
Первые вспышки игровой активности у жеребенка можно видеть уже в первый день жизни. Но они слишком коротки и почти никогда не совпадают по времени с желанием поиграть у других жеребят. Однако с каждым днем жеребята играют все дольше, и к трем месяцам у них появляются симпатии и антипатии в табуне. С трех и до шести месяцев – период социализации с табуном. Кобыла подзывает жеребенка редко. В 70% случаев жеребята следят и идут за матерью, а не наоборот, как было до трех месяцев. Жеребята много играют, репетируя все те реакции и движения, которые им понадобятся во взрослой жизни. Жеребчики играют более активно, чаще устраивают поединки, бегают друг за другом. Кобылки играют не меньше, но их игры обычно мягче. Тем не менее к 6–7 месяцам среди жеребят устанавливается первая иерархия. Жеребята все больше пробуют жесткую пищу, и все меньшую часть их рациона составляет молоко. К шести месяцам сосание остается способом поддержания психологической связи с матерью, а не получением основного корма.
К окончанию этого периода нередко приходится событие, имеющее огромное значение для дальнейшей жизни лошади – отъем. Тут уж невозможно винить конкретного человека, допустившего те или иные ошибки в воспитании жеребенка. Практика отъемов в этом возрасте наметилась давно и стала традиционной. О том, почему возникла эта традиция, какие сложности и проблемы она несет, и о восприятии этого периода жизни лошадью мы поговорим в следующий раз…
*Часто конники говорят, что у лошадей – все как у людей. Но именно в этом случае нужно отметить, что материнский инстинкт у человека запускается иначе, и человеческая психология родов и младенчества – тема хотя и интересная, но не близкая к теме «лошадиной».
Статья впервые была опубликована в журнале Конный мир под названием «Впечатления детства», №8, 2007, стр. 90-93
Нет комментариев